0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины нерациональности использования

Топ-10 примеров нерациональности в экономике или как производство работает на свалку.

Вы никогда не задумывались о том, что в условиях рыночной экономики создаётся колоссальный переизбыток товаров? Столько шампуней, кремов, сковородок и прочего — людям просто не нужно. А если и есть те, кто мог бы использовать этот излишек, то им это просто не по карману. Что же происходит с нераспроданным товаром? Раздаётся бедным? Отправляется в качестве гуманитарной помощи нуждающимся странам? Как бы не так! Он просто складируется, а после окончания сроков годности весь товар отправляется на свалку.

Помните, как возмущалась общественность, когда уничтожали конфискованный контрабандный сыр? Ну так это обычная практика по всему миру. Ежедневно огромные количества продуктов просто выкидываются из-за того, что на них не нашлось покупателей. Да-да, в то время, как дети в Африке голодают. Производители и магазины несут убытки, но они лучше выбросят товар, чем снизят на него цену. Где же логика? Какая логика, о чём вы? Некоторые, конечно, устраивают распродажи, но всё равно огромное количество товаров остаётся нераскупленным. Современная экономика работает на свалку. Про то, какой вред это наносит экологии планеты — вообще будет отдельный разговор.

А пока представляю вашему вниманию топ-10 примеров нерационального использования ресурсов:

1. В сети ресторанов быстрого питания «Макдональдс» срок хранения свежеприготовленных гамбургеров и картошки фри — 10 минут. После этого вся нераскупленная еда выкидывается. Есть еду на выброс самим или отдавать её кому-то, сотрудникам ресторана запрещено.

2. Незаконная свалка просроченных продуктов в Воронеже. На фруктах и овощах ценники местной сети супермаркетов. Если бы продукты выкинули на обычную свалку, об этом едва ли кто-то узнал бы.

3. С момента введения санкций в России уничтожено около 2000 тонн конфискованной санкционной продукции.

4. В Европе овощи и фрукты отбирают по внешнему виду. Если товар отличается от заданных стандартов, он отбраковывается. Такие продукты отправляются на свалку, несмотря на то, что вполне пригодны для употребления в пищу.

5. Всего, по данным ООН, в мире выбрасывается около трети всех выращенных продуктов питания, это составляет 1.3 миллиарда тонн в год. В США остаются несъеденными около 40% от всего объёма произведенных продуктов. Потери для мировой экономики от выброшенных продуктов близки к триллиону долларов — и это не за всё время, а всего за год. Между тем число голодающих на планете — около 1 миллиарда человек.

Однако, если после всех перечисленных фактов, вам кажется, что проблема эта касается только продуктов питания, то вы заблуждаетесь. Срок годности так или иначе есть у всего.

6. Посмотрите на эту картинку:

Красиво? Как вы думаете, что это? Это автомобили, которые не нашли и уже никогда не найдут своих хозяев. Известно ли вам, что число автомобилей на сегодняшний день превышает количество людей на планете? По некоторым оценкам автомобилей сейчас около 10 миллиардов, и их число неуклонно продолжает расти, т.к. потребителям нужны более новые и совершенные модели. При таком раскладе у каждого должна быть машина, но на самом деле даже в развитых странах машины есть не у всех. Куда же девается переизбыток? Да просто гниет на вечных стоянках под открытым небом.

Такие стоянки есть в США, Европе и даже у нас под Петербургом (последнее фото). Подробнее о них будет в отдельной статье.

7. Знаете, сколько нужно лет, чтобы вырасти одному дереву? Лет 30-40. А сколько лет нужно, чтобы сгнить срубленному дереву? 3-5, максимум 10 лет. Посмотрите на этот склад древесины и прикиньте сами, что случится с ней через несколько лет, если её не используют и сколько деревьев пропадут впустую.

8. Спросите себя, куда деваются старые модели мобильных телефонов, компьютеров, допотопные габаритные мониторы? Где устаревшие холодильники и микроволновки? Да всё там же — на свалках. Хорошо, если страны или отдельные фирмы берут на себя функцию их переработки, а если нет? Тогда они просто образуют многотонную гору мусора. Одна из самых крупных таких электросвалок находится в городе Аккра, куда свозится неликвид со всего мира.

9. Еще одна красивая картинка, на которой можно видеть одно из самых больших кладбищ самолётов:

Это база ВВС США под названием «Дэвис-Монтэн», штат Аризона. Там хранится более 4000 самолётов, которые постепенно разбираются на запчасти, используются как мишени во время учений или просто тихо ржавеют. Существенное отличие от предыдущих примеров в том, что большая часть этих самолётов всё-таки ранее была в эксплуатации, но по каким-то причинам была списана.

10. В некоторых странах мира существуют целые города-призраки, города, состоящие целиком из новых домов, в которых никто не живёт. Многим людям не по карману приобрести там жильё, поэтому они живут в стесненных условиях, в то время как целые города пустуют.

Например, в Китае миллионы людей живут в жуткой тесноте, есть те, кто живут на плотах, в пещерах и даже в клетках:

А это города-призраки в Китае:

Ну как, после всех этих примеров глупости и нерациональности, когда компании несут колоссальные убытки, складируя или просто выбрасывая невостребованный товар, а масса людей в нём остро нуждается, но не имеет возможности его приобрести, вы всё еще сомневаетесь в тотальной неразумности человечества?
Тогда смотрите другие примеры на нашем сайте.

Причины нерациональности использования

РАЦИОНАЛЬНОЕ И НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Природопользование изучает взаимоотношения общества и природы при использовании природных ресурсов для нужд человека.

Рациональное природопользование направлено на эффективное использование природных ресурсов при нанесении наименьшего вреда окружающей среде, что обеспечивает комфортные экологические условия для проживания населения.

Сюда относится полное использование добытого сырья, максимально безотходное производство и использование вторсырья (производство замкнутого цикла), бережное отношение к природе.

Рациональное природопользование соответствует современным принципам охраны окружающей среды и геоэкологии.

Нерациональное природопользование — потребительское использование природных ресурсов, приводящее к их истощению и образованию большого количества отходов, ухудшению экологической обстановки и, как следствие, ухудшению качества жизни населения.

Извлечение сиюминутной прибыли и экономической выгоды при нерациональном природопользовании и пренебрежительном отношении к природе приводит к серьезным экологическим бедствиям в будущем и колоссальным усилиям и затратам для их устранения.

Высаживание деревьев и кустарников на склонах оврагов, холмов, гор и берегах рек

Способствует закреплению грунта, препятствует эрозии, образованию оврагов на склонах, схождению селей и снежных лавин с гор

Оборотное водоснабжение (замкнутый водооборот) на промышленных предприятиях и водоёмких производствах

Циклы многократного использования и очистки воды на производстве экономят водный ресурс, снижают выбросы загрязненной воды в водоёмы

Полное извлечение и комплексное использование добываемых полезных ископаемых (минерального сырья)

Предотвращает потери сырья, уменьшает количество отходов

Рекультивация земель в районах добычи полезных ископаемых, карьеров, рекультивация терриконов (отвалов) горных пород

Земли становятся пригодными для сельского хозяйства, либо восстанавливается естественный ландшафт, происходит озеленение.

Создание защитных лесополос (например, на полях в степи)

Уменьшается ветровая эрозия почв, сохраняется больше влаги в почве

Санитарная рубка леса (очистка от сухостоя), очистка русел рек

Улучшает качество среды

Перевод ТЭС с угля на природный газ

Сжигание газа экологичнее использования угольного топлива

Развитие систем переработки отходов производства (например, отходов пищевой промышленности для получения биотоплива или производство удобрений и кислот из отходов металлургии),

Использование вторичного сырья , производство бумаги из макулатуры, выплавка металла из металлолома (использование металлолома в качестве сырья в металлургии)

Предотвращают загрязнение окружающей среды отходами, экономят природные ресурсы

Экономия минеральных ресурсов

Капельное орошение полей (капельный полив)

Экономия воды, предотвращение эрозии почвы

Террасирование склонов холмов или берегов рек

Несмотря на видоизменение ландшафта, организация «ступенчатых» склонов для сельскохозяйственных посадок рациональнее продольной распашки, т.к. не приводит к эрозии почв

Заготовка древесины с последующими лесопосадками

Предупреждает сокращение площадей лесных массивов

Ограничение использования удобрений в бассейнах рек

Сохраняет чистоту водных ресурсов рек

Строительство приливных электростанций

ПЭС имеют высокую экологичность

Создание и развитие особо охраняемых природных территорий

Сохранение видового разнообразия растений и животных в естественной среде обитания

Лесопосадки, лесовосстановление (после вырубки или пожара), в т.ч. в долинах рек

Улучшение качества воздуха, восстановление среды обитания для животных, защита ландшафта от эрозии итд.

Посадки лесов в речных долинах могут остановить обмеление малых рек и способствовать возрождению пересохших водотоков.

Использование попутного нефтяного газа в качестве сырья для химической промышленности или в качестве топлива на ТЭС

Предотвращает потерю сырья, экономит другие минеральные ресурсы.

использование возобновляемых источников энергии в электроэнергетике, развитие ветровой и солнечной энергетики,

развитие альтернативной электроэнергетики

Экологическая чистота и экономия минеральных ресурсов.

Проведение снегозадержания на полях

Уберегает корни растений от промерзания весной, в засушливых районах способствует увлажнению почвы

Осушение болот в верховьях рек

Приводит к обмелению реки

Продольная распашка, рытье карьеров, выпас скота, вырубка деревьев и кустарников на склонах оврагов, холмов, гор и берегов рек

Способствуют ветровой и водной эрозии, вырубка деревьев на склонах гор приводит к усилению селей, оползней, снежных лавин.

Вырубка деревьев в верховьях рек и долинах рек, бассейнах малых рек

Приводит к обмелению рек, пересыханию малых водотоков

(Чрезмерное) применение удобрений на полях в бассейнах рек

Молевой сплав леса (сплав отдельными бревнами)

Засоряет русла рек, часть бревен тонет

Использование тяжёлой сельскохозяйственной техники

Приводит к нарушению структуры почвы, её уплотнению и снижению плодородия

Сжигание попутного нефтяного газа в факелах

Загрязняет атмосферу и нерационально, ввиду возможности применения попутного газа, например как топлива.

Строительство (каскадов) ГЭС на равнинных реках

Приведет к затоплению обширных участков местности

Захоронение токсичных отходов вблизи крупных городов и густонаселенных районов

Риск образования вредных испарений и просачивания опасных веществ в грунтовые воды, реки и системы водозабора городов.

Избыточное орошение в засушливых районах

Приводит к засолению почв, снижает их плодородность

Перевод ТЭС с природного газа на уголь

Перевод на менее экологичное топливо (с большим количеством выбросов в атосферу продуктов сгорания)

Интенсивный выпас скота

Приводит к опустыниванию (выедаются и вытаптываются растения), к эрозии почв, гибели насекомых — кормовой базы птиц.

Добыча полезных ископаемых (например руды) открытым способом

Загрязнение грунтовых вод, вырубка леса, разрушение ландшафта.

Создание терриконов (например в местах добычи угля)

Отвалы (насыпи) из пустых пород изменяют естественный ландшафт, сокращают площади лесных массивов или сельскохозяйственных угодий

Читать еще:  Симптомы ринита как вылечить ринит в домашних условиях

Неполное извлечение металла из руды, извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд

Потеря части добытого ресурса, его неполное и неэффективное использование

Захоронение ядерных отходов в пригородных зонах

Опасность ввиду возможности попадания радионуклидов в грунтовые воды и реки, на сельскохозяйственные поля и продукцию, выращиваемою на них.

Избыточное применение гербицидов и пестицидов

Губительное влияние на природу, в т.ч. на птиц

Размещение крупных животноводческих комплексов вблизи водоёмов

Сброс сточных вод предприятий в естественные водоемы и реки

Приводит к загрязнению акватории, рационально подвергать отходы предварительной тщательной очистке, а также использовать системы замкнутого водооборота.

Посадка культур, на предварительно выжженом от леса участке. Приводит к уменьшению лесных угодий, имеется риск распространения пожара на большие территории.

Истребление отдельных видов животных, редких растений

Уменьшение видового разнообразия, нарушение флоры и фауны

Причины нерациональности использования

Степень рациональности использования рабочего времени рассчитаем при помощи коэффициента экстенсивности (Кэ) по формуле

Кэ = (Ф — Тп)/ Ф = 1П/Ф, где

Тп — время перерывов в работе, регламентированных и нерегламентированных; В нашем случае получаются только регламентированные перерывы.

Ф — фактический фонд рабочего времени, мин.

Тп = 375 мин/нед, Ф = 2400 мин./нед.

Кэ = (2400 — 375)/2400 = 0,844.

Коэффициент затрат рабочего времени на отдых и личные надобности (Кот) рассчитаем по формуле

Кот = Тот/Ф, где

Тот — это время, фактически затрачиваемое работником на отдых и личные надобности (мин.).

Тот = 375 мин./нед Ф = 2400

Кот =375/2400 = 0,15.

Поскольку Кот ниже 0,94, то это указывает на имеющиеся резервы лучшего использования фонда рабочего времени.

В ходе дальнейшего анализа выявим конкретные причины потерь, а также определим меры по их устранению или сокращению.

Анализ затрат времени на выполнение работ, включенных и не включенных в план, дает материал для совершенствования процедур планирования. Уровень затрат времени на выполнение работ, не включенных в план вычисляем по формуле:

Кндо = 180/2400 = 0,075.

Уровень затрат времени на выполнение работ, включенных в план находим по формуле:

Кдо = 1 — 0,075 = 0,925.

Исходя из полученных результатов — мы видим, что большая часть времени (прим. 92%) тратится на основную работу. Это свидетельствует о том, что в основном рабочее время тратится по назначению, но можно усовершенствовать процедуры планирования рабочего режима, и сокращению регламентированных перерывов.

Рекомендации по улучшению планирования рабочего режима:

· На каждое занятие я трачу определенное время, не смешиваю его с другими делами;

· Несрочные задачи, например, обработка документации я выполняю в конце дня, или переношу на свободное время;

· Вся спланированная и проделанная работа за учетное время была необходима;

· Для лучшего использования фонда рабочего времени необходимо сократить обеденный перерыв на 30 мин. ежедневно.

Анализ причин, мешающих рациональному использованию рабочего времени

Таблица 8. Факторы помех в работе менеджера по сбыту

Возможные причины потерь времени

Меры по устранению

Телефонные разговоры не связанные с выполняемой работой

Нужно срочно решить дела с кем-нибудь по телефону

Вести телефонные разговоры по личным вопросам в специальных перерывах

Беседа с коллегами на личные темы во время работы

Хочется немного отвлечься от работы и поговорить

Разговаривать с коллегами о наболевшем в свободное от работы время

Недостаточно полученной информации

Повысить уровень компетенции

Опоздание на работу

Пробки в городе, отсутствие рабочего транспорта

Обеспечение рабочим транспортом

Таблица 9. Расточители времени в работе менеджера по сбыту

Возможная причина потерь рабочего времени

Меры по устранению

Ориентация на действия, а не на достижение поставленной цели.

Составление более конкретного плана рабочего дня.

Использование дневника Рабочего времени. Выполнять работы в зависимости от их важности, а не срочности

Работа в условиях кризиса

Нереалистическая оценка времени, отводимого на выполнение отдельных работ.

Ориентация не на проблему а на имеющиеся возможности

Обычные дела и текучка

Отсутствие планирования текущих дел, и самодисциплины

Постановка конкретных целей в текущих делах и стремление к их достижению

Спонтанные деловые контакты (контакты, посетители)

Предварительное назначение встреч клиентам.

Введение графика работы с посетителями, клиентами

Предложения по улучшению использования рабочего времени

Работа по совершенствованию организации труда менеджера состоит из двух этапов. На первом этапе необходимо закрепить имеющиеся положительные аспекты распределения рабочего времени.

При этом, нельзя не заметить, что положительные факторы достигнуты по причине их регламентирования руководством предприятия и его структурой.

Прочие статьи расходования рабочего времени данным сотрудником необходимо корректировать.

Для этого необходимо проработать внутренние установки:

· Быть более собранным, и тем самым снизить незапланированные потери рабочего времени;

· Рационально распределить рабочее время внутри недельного и дневного планов;

· Исключить вмешиваться в чужие проблемы и обязанности при невыполнении собственных дел;

· Выйти с предложением по совершенствованию структуры внутрифирменного взаимодействия к руководству предприятием;

· Добиться улучшения взаимодействия с другими сотрудниками и синхронизировать работу с партнерами;

Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей

Определите пять основных причин временных потерь, которые повторяются. Отметим наиболее существенные «поглотители» времени:

1) нечеткая постановка цели;

2) отсутствие приоритетов в делах;

3) попытка слишком много сделать за один раз;

4) плохое планирование трудового дня;

5) личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол;

6) недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе);

7) отрывающие от дел телефонные звонки;

8) незапланированные посетители;

9) неполная, запоздалая информация;

10) неспособность сказать «нет»;

11) отсутствие самодисциплины;

12) затяжные заседания;

13) спешка, нетерпение;

14) отсутствие связи (коммуникации) или плохая обратная связь;

15) болтовня на частные темы;

16) неумение делегировать дела и т. д.

Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра

Функциями самоменеджмента, как и любого управленческого процесса, являются планирование (постановка личных и профессиональных целей, разработка планов своей деятельности), организация (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных целей), мотивация (побуждение себя к деятельности, направленной на достижение поставленных целей), контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости – корректировка целей).

Постановка цели означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил на том, что должно быть достигнуто, какие результаты. У целей должна быть иерархия, высшая цель и подцели, промежуточные цели на пути к главной. Цели необходимо точно описать.

Для этого полезно изобразить «кривую жизни», где отмечены успехи и неудачи в прошлом и желаемые успехи в будущем. «Кривая» жизни должна отразить:

1. Как протекала ваша жизнь до сих пор?

2. В чем состояли ваши крупнейшие успехи? Где были поражения в профессиональной сфере? В личной?

3. Как вы представляете себе свое будущее?

4. До какого возраста вы хотели бы дожить?

5. Чего еще хотите достичь?

6. Какие удары судьбы и поражения возможны?

На кривой отмечается точка, где находится человек, а рядом с экстремальными точками «жизненной кривой» пишутся ключевые слова, характеризующие соответствующие успехи или неудачи. Далее формулируются пять важнейших целей, которых человек хочет достичь до конца своей жизни, и эти цели дифференцируются по временным критериям. При этом необходимо принять во внимание лиц ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, друзей, начальника), так как с событиями в их жизни необходимо считаться. Можно составить временной ряд для нахождения личных целей.

Затем записать на отдельном листке все желаемые цели на ближайшее и отдаленное будущее:

1) долгосрочные цели – ориентиры того, чего человек хочет достичь в жизни;

2) среднесрочные цели – конкретные результаты, которых человек хочет добиться в ближайшие 5 лет;

3) краткосрочные цели – конкретные результаты, которых человек хочет достичь в ближайшие 12 месяцев. Сформулированные цели разделить на личные и профессиональные. Определение целей предполагает фиксацию сроков и результатов.

После выяснения для себя вопросов о личных и профессиональных целях необходимо определить средства для их достижения. Для этого надо определить свои сильные и слабые стороны. С этой целью можно опять обратиться к «кривой жизни» и проанализировать причины успехов и неудач. При этом важно установить те способности, знания, опыт, которые привели к соответствующему результату. Это могут быть специальные знания (знание производства, менеджмента, общая эрудиция), личные качества (целеустремленность, коммуникабельность, уравновешенность, инициативность, настойчивость, тактичность), интеллектуальные способности (творческий потенциал, интуиция, логическое мышление, рассудительность) и т. д. Анализ способностей позволит определить потенциал, которым располагает человек и который необходимо развивать для достижения своих целей.

В то же время следует знать свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных качеств, или принять меры к избавлению от этих недостатков. Знать свои слабости – значит укреплять свои сильные стороны.

Знание сильных и слабых сторон (что я могу?) позволит определить средства достижения целей (личные, финансовые, временные ресурсы). На этом этапе должен быть найден ответ на вопрос: «К чему человек конкретно приступает?» Для этого составляются планы реализации поставленных целей. Из планов жизни, долгосрочных планов вытекают годовые, квартальные, месячные, декадные, которые конкретизируются в деловых планах дня. Планирование времени приносит выигрыш во времени.

План дня является важнейшей ступенью планирования времени и реализации намеченных целей. Составляя планы, необходимо устанавливать приоритетность целей и задач. Для иллюстрации этого нехитрого принципа часто приводится известная история под названием «Совет стоимостью в 25 000 долларов».

Чарльз М. Шваб, будучи президентом компании «Бетлэм стил», поставил перед Ивом Ли, советником по предпринимательской деятельности, необычную задачу: «Покажите мне возможность лучшего использования моего времени. Если Вам удастся, я уплачу Вам любой гонорар в разумных пределах». Ли предложил Швабу лист бумаги и сказал: «Составьте список важнейших дел, которые Вы должны сделать завтра, и пронумеруйте их очередность в соответствии со значимостью. Завтра утром начните с задачи № 1 и работайте над ней до тех пор, пока она не будет решена. Перепроверьте затем установленные Вами приоритеты еще раз и приступайте к № 2, но не идите дальше до тех пор, пока не закончите и это дело. Потом переходите к № 3 и т. д. Даже если Вы не сможете выполнить весь свой план на день, это не трагедия. К концу дня будут по крайней мере завершены важнейшие дела, прежде чем Вы потратите время на задачи меньшей важности. Ключ к успеху в том, чтобы ежедневно делать следующее: перепроверяйте относительную значимость предстоящих задач, принимайте решения о приоритетах, составьте их список, отразите его в плане дня и придерживайтесь его. Пусть это будет привычным делом каждого рабочего дня. Если Вы убедитесь в ценности этой системы, „передайте“ ее дальше своим сотрудникам. Испытывайте ее столь долго, сколько сочтете нужным, а затем вышлите мне чек на сумму, которой, по Вашему мнению, эта система стоит».

Читать еще:  Чем почистить нос грудничку

Спустя несколько недель Шваб прислал Ли чек на 25 000 долларов. Позднее он сказал, что эта прослушанная им лекция была самой стоящей из всего того, что он усвоил за время своего менеджмента.

Преимущества работы по приоритетам.

1. Работа над действительно важными и сложными делами.

2. Решение вопросов в соответствии с их неотложностью.

3. Концентрация на выполнении только одной задачи.

4. Исключение дел, которые могут быть выполнены другими. Позитивные последствия работы по приоритетам.

1. Соблюдаются установленные сроки.

2. Возникает большее удовлетворение от рабочего дня и результатов работы.

3. Большее удовлетворение получают подчиненные и коллеги.

4. Удается избежать конфликтов и стрессовых перегрузок.

Для определения очередности важных дел применяют такие методы, как принцип Парето, анализ АБВ и принцип Эйзенхауэра.

Принцип Парето (соотношение 80: 20) в общем виде гласит, что внутри данной группы или множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе. Применительно к рациональному использованию времени это означает, что если все рабочие функции рассматривать с точки зрения критерия их эффективности, то окажется, что 80 % конечных результатов достигается только за 20 % затраченного времени, тогда как остальные 20 % конечных результатов «поглощают» 80 % рабочего времени. Это как раз многочисленные второстепенные проблемы.

Следовательно, не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела. Необходимо решать вопросы в соответствии с их важностью и значимостью.

Применение принципа Парето конкретизируется в анализе АБВ. Здесь все задачи распределяются по категориям АБВ в соответствии с их долей в итоговом результате.

Анализ АБВ основывается на следующих закономерностях:

1. Важнейшие задачи (категория А) составляют примерно 15 % количества всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет примерно 65 %.

2. На важные задачи (категория Б) приходится в среднем 20 % общего числа и также 20 % значимости задач и дел руководителя.

3. Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляют, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную собственную значимость в делах руководителя – всего 15 %.

Согласно выводам анализа АБВ рекомендуется за самые важные, т. е. приносящие наибольший результат, дела А браться в первую очередь, чтобы с помощью немногих действий обеспечить большую часть общего эффекта. Эти дела не подлежат перепоручению. На следующие по значимости задачи Б приходится также существенная часть совокупного результата. Они могут быть частично поручены другим лицам. Задачи В менее важные, дают в целом небольшой итог. Их необходимо перепоручать и сокращать.

Американский генерал Дуайт Эйзенхауэр предложил простое средство для выбора приоритетов при решении задач. Согласно его правилу приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

В зависимости от степени срочности и важности задач различают четыре возможности их оценки и выполнения:

1. Срочные / важные дела. Их следует выполнять немедленно и самому.

2. Срочные / менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под «тиранию» спешности и в результате целиком отдаться решению этой задачи, потому что она срочная. Но она не столь важна, для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств, поэтому она должна быть делегирована.

3. Менее срочные / важные задачи. Их не надо выполнять срочно, они могут подождать. Сложность может возникнуть тогда, когда эти задачи превратятся в срочные и должны будут решены руководителем в кратчайшие сроки. Поэтому необходимо установить срок выполнения задачи или перепроверить степень ее важности и поручить полностью или частично сотрудникам.

4. Менее срочные / менее важные дела. Именно эти дела часто оседают на письменном столе и так заваленном бумагами. К таким задачам часто необходима корзина для бумаг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9582 — | 7372 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Причины, мешающие рациональному использованию рабочего времени

Анализ использования рабочего времени позволил выявить потери и непроизводительные затраты рабочего времени, недостатки сложившейся организации труда. Это дает возможность обосновать конкретные мероприятия и предложения по их устранению, что, в свою очередь, позволит не только добиться сокращения затрат, но и повысит эффективность труда в целом. Объясняется это тем, что наличие потерь – это не просто не занятое работой время, это неосуществимые идеи и замыслы, обеспечивающие эффективность деятельности. Со стороны личностных и психологических характеристик могут проявляться следующие негативные моменты, влияющие на использование рабочего времени: — неумение планировать свой день; — отсутствие ориентировки на конечную цель, что вызывает выполнение работ без разбора их значимости; — повышенная общительность, что увеличивает необоснованные расходы времени; — распыление интересов и отсутствие концентрации на каком-либо мероприятии, что вызывает выполнение всех дел сразу и не доведение большинства из них до конца и т.д.

Проектные предложения

Проведенные исследования об использовании рабочего времени студента позволяют сделать вывод о том, что данный процесс построен недостаточно рационально. Поэтому его необходимо усовершенствовать. Можно выделить положительные аспекты в использовании рабочего времени: добросовестное выполнение домашних заданий, посещение занятий в университете, изучение дополнительных материалов в целях повышения образованности. Прочие статьи расходования рабочего времени также необходимо корректировать. Для этого необходимо проработать внутренние установки: — рационально распределить рабочее время внутри недельного и дневного планов; — ориентироваться на долгосрочные цели;

— научиться расставлять приоритеты работ;

— использовать вынужденные потери времени в общественном транспорте. Используя данные табл.8, был разработан комплекс мероприятий по улучшению использования рабочего времени. Для улучшения наглядности он был преобразован в план организационно-технических мероприятий по улучшению использования рабочего времени, представленный в табл.9.

Заключение

В теоретической части курсового проекта были проанализированы вопросы рациональной организации труда, основные аспекты научной организации труда, а так же современное состояние проблемы. Время — это такой специфический ресурс, который в организации стоит на одном месте с основными фондами, рабочей силой, сырьем, но оно имеет особое свойство — необратимость. В теоретической части была обоснована необходимость планирования и учета затрат рабочего времени. В качестве решения проблемы, связанной с повышением эффективности труда, предлагается применить планирование, составленное по общим правилам. В качестве метода выявления затрат рабочего времени в течение изучаемого периода была применена фотография рабочего дня (ФРД). Это исследование трудового процесса, имеющее целью выявить основные источники потерь рабочего времени, а так де определить резервы повышения производительности труда. Она позволяет улучшать использование рабочего времени на протяжении смены. При проведении ФРД измеряются и фиксируются все без исключения затраты рабочего времени и особенно тщательно — потери времени по различным причинам. В аналитической и проектной частях курсового проекта анализировалась структура затрат рабочего времени студента. Была собрана информация о структуре затрат рабочего времени студента с использованием метода самофотографии и экспертной оценки. Было выявлено несоответствие фактических и плановых затрат по некоторым видам работ. С помощью системы коэффициентов была определена степень рациональности использования студентом рабочего времени. В целях детального изучения содержания труда была проанализирована структуры затрат рабочего времени в течение каждого дня периода наблюдений. Работа оценивалась по каждому из четырех критериев: 1.Необходимость выполнения работы 2.Оправданность затрат времени на ее выполнение 3.Целесообразность выполнения работы 4.Сознательность определения временного интервала на ее выполнение. Анализ показал, что имеются существенные недостатки в организации труда студента, и были выявлены причины, мешающие рациональному использованию рабочего времени. В результате были разработаны пути улучшения организации труда студента, в которых закреплялись положительные стороны стиля работы, а также меры по ликвидации причин, мешающих рациональному использованию рабочего времени. Данная совокупность действий была оформлена в виде плана организационно-технических мероприятий, где были определены меры по улучшению, которые необходимо предпринять немедленно, а также меры, которые необходимо предпринять в течение года.

ЛИТЕРАТУРА

а) Основная литература

1. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках: (Советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, 2012.

2. Клеман, К.Труд не на рабочем месте / К. Клеман // Отечественные записки, 2007. — N 4. — С. 37-55 .

3. Резник С.Д., ред. Персональный менеджмент. Учебник, — М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Сидорина, Т. Ю. Человек и его работа: из прошлого в информационную эпоху / Т. Ю. Сидорина // Общественные науки и современность, 2007. — N 3. — С. 32-43.

5. Солянкина, Л. Н. Методы изучения затрат рабочего времени / Л. Н. Солянкина // Делопроизводство, 2006. — N 3. — С. 91-99.

6. Управление персоналом организации: Учебник. / Под редакцией А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Федотов В.В. Рациональная организация умственного труда. – М.: Экономика, 1997.

8. Чашина, О. Научная организация труда в системе управления персоналом компании / Чашина О. // Управление персоналом, 2007. — N 12. — С. 53-56

б) Дополнительная литература

9. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – практика. Пер. с англ. – М.: «Дело», 1991.

10. Забирова, Л. Кадровая стратегия организации / Ляйля Забирова // Человек и труд, 2006. — N 3. — С. 32-35.

11. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ, 2003.

12. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… – М.: “Дело”, 2003.

13. Лукашенко, М. Тайм-менеджмент в системе корпоративной культуры компании / Марианна Лукашенко // Секретарское дело, 2010. — N 9. — С. 37-43.

14. Ниссинен И. Время руководителя: эффективность использования. – М.: ИНФРА-М, 2005.

15. Новицкий, Н. И. Организация, планирование и управление производством [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. И. Новицкий, В. П. Пашуто; под ред. Н. И. Новицкого. — М. : Финансы и статистика, 2007, 576 с.

Читать еще:  Промывание носа солевым раствором в домашних условиях

16. Рябова, А. Время ТМ / Анна Рябова // Новости торговли, 2006. — N 2. — С. 68-71

17. Фролов, О. Нам есть на что ориентироваться / О. Фролов // Охрана труда и социальное страхование, 2007. — N 8. — С. 3-8.

18. Шаталова, Т. Н. Экономический механизм организации труда : вопросы теории / Т. Н. Шаталова, А. А. Еленваренко // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сб. науч. статей / под ред. М. Г. Лапаевой.- Оренбург: ОГУ, 2007. — С. 208-215.

Симптомы и причины нерациональной организации труда руководителей

Определите пять основных причин временных потерь, которые повторяются. Отметим наиболее существенные «поглотители» времени:

1) нечеткая постановка цели;

2) отсутствие приоритетов в делах;

3) попытка слишком много сделать за один раз;

4) плохое планирование трудового дня;

5) личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол;

6) недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе);

7) отрывающие от дел телефонные звонки;

8) незапланированные посетители;

9) неполная, запоздалая информация;

10) неспособность сказать «нет»;

11) отсутствие самодисциплины;

12) затяжные заседания;

13) спешка, нетерпение;

14) отсутствие связи (коммуникации) или плохая обратная связь;

15) болтовня на частные темы;

16) неумение делегировать дела и т. д.

Инструменты самоменеджмента: «кривая жизни», временной ряд для ранжирования жизненных целей, анализ своих сильных и слабых сторон, установление приоритетов с помощью анализа АБВ и принципа Эйзенхауэра

Функциями самоменеджмента, как и любого управленческого процесса, являются планирование (постановка личных и профессиональных целей, разработка планов своей деятельности), организация (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных целей), мотивация (побуждение себя к деятельности, направленной на достижение поставленных целей), контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости – корректировка целей).

Постановка цели означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил на том, что должно быть достигнуто, какие результаты. У целей должна быть иерархия, высшая цель и подцели, промежуточные цели на пути к главной. Цели необходимо точно описать.

Для этого полезно изобразить «кривую жизни», где отмечены успехи и неудачи в прошлом и желаемые успехи в будущем. «Кривая» жизни должна отразить:

1. Как протекала ваша жизнь до сих пор?

2. В чем состояли ваши крупнейшие успехи? Где были поражения в профессиональной сфере? В личной?

3. Как вы представляете себе свое будущее?

4. До какого возраста вы хотели бы дожить?

5. Чего еще хотите достичь?

6. Какие удары судьбы и поражения возможны?

На кривой отмечается точка, где находится человек, а рядом с экстремальными точками «жизненной кривой» пишутся ключевые слова, характеризующие соответствующие успехи или неудачи. Далее формулируются пять важнейших целей, которых человек хочет достичь до конца своей жизни, и эти цели дифференцируются по временным критериям. При этом необходимо принять во внимание лиц ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, друзей, начальника), так как с событиями в их жизни необходимо считаться. Можно составить временной ряд для нахождения личных целей.

Затем записать на отдельном листке все желаемые цели на ближайшее и отдаленное будущее:

1) долгосрочные цели – ориентиры того, чего человек хочет достичь в жизни;

2) среднесрочные цели – конкретные результаты, которых человек хочет добиться в ближайшие 5 лет;

3) краткосрочные цели – конкретные результаты, которых человек хочет достичь в ближайшие 12 месяцев. Сформулированные цели разделить на личные и профессиональные. Определение целей предполагает фиксацию сроков и результатов.

После выяснения для себя вопросов о личных и профессиональных целях необходимо определить средства для их достижения. Для этого надо определить свои сильные и слабые стороны. С этой целью можно опять обратиться к «кривой жизни» и проанализировать причины успехов и неудач. При этом важно установить те способности, знания, опыт, которые привели к соответствующему результату. Это могут быть специальные знания (знание производства, менеджмента, общая эрудиция), личные качества (целеустремленность, коммуникабельность, уравновешенность, инициативность, настойчивость, тактичность), интеллектуальные способности (творческий потенциал, интуиция, логическое мышление, рассудительность) и т. д. Анализ способностей позволит определить потенциал, которым располагает человек и который необходимо развивать для достижения своих целей.

В то же время следует знать свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных качеств, или принять меры к избавлению от этих недостатков. Знать свои слабости – значит укреплять свои сильные стороны.

Знание сильных и слабых сторон (что я могу?) позволит определить средства достижения целей (личные, финансовые, временные ресурсы). На этом этапе должен быть найден ответ на вопрос: «К чему человек конкретно приступает?» Для этого составляются планы реализации поставленных целей. Из планов жизни, долгосрочных планов вытекают годовые, квартальные, месячные, декадные, которые конкретизируются в деловых планах дня. Планирование времени приносит выигрыш во времени.

План дня является важнейшей ступенью планирования времени и реализации намеченных целей. Составляя планы, необходимо устанавливать приоритетность целей и задач. Для иллюстрации этого нехитрого принципа часто приводится известная история под названием «Совет стоимостью в 25 000 долларов».

Чарльз М. Шваб, будучи президентом компании «Бетлэм стил», поставил перед Ивом Ли, советником по предпринимательской деятельности, необычную задачу: «Покажите мне возможность лучшего использования моего времени. Если Вам удастся, я уплачу Вам любой гонорар в разумных пределах». Ли предложил Швабу лист бумаги и сказал: «Составьте список важнейших дел, которые Вы должны сделать завтра, и пронумеруйте их очередность в соответствии со значимостью. Завтра утром начните с задачи № 1 и работайте над ней до тех пор, пока она не будет решена. Перепроверьте затем установленные Вами приоритеты еще раз и приступайте к № 2, но не идите дальше до тех пор, пока не закончите и это дело. Потом переходите к № 3 и т. д. Даже если Вы не сможете выполнить весь свой план на день, это не трагедия. К концу дня будут по крайней мере завершены важнейшие дела, прежде чем Вы потратите время на задачи меньшей важности. Ключ к успеху в том, чтобы ежедневно делать следующее: перепроверяйте относительную значимость предстоящих задач, принимайте решения о приоритетах, составьте их список, отразите его в плане дня и придерживайтесь его. Пусть это будет привычным делом каждого рабочего дня. Если Вы убедитесь в ценности этой системы, „передайте“ ее дальше своим сотрудникам. Испытывайте ее столь долго, сколько сочтете нужным, а затем вышлите мне чек на сумму, которой, по Вашему мнению, эта система стоит».

Спустя несколько недель Шваб прислал Ли чек на 25 000 долларов. Позднее он сказал, что эта прослушанная им лекция была самой стоящей из всего того, что он усвоил за время своего менеджмента.

Преимущества работы по приоритетам.

1. Работа над действительно важными и сложными делами.

2. Решение вопросов в соответствии с их неотложностью.

3. Концентрация на выполнении только одной задачи.

4. Исключение дел, которые могут быть выполнены другими. Позитивные последствия работы по приоритетам.

1. Соблюдаются установленные сроки.

2. Возникает большее удовлетворение от рабочего дня и результатов работы.

3. Большее удовлетворение получают подчиненные и коллеги.

4. Удается избежать конфликтов и стрессовых перегрузок.

Для определения очередности важных дел применяют такие методы, как принцип Парето, анализ АБВ и принцип Эйзенхауэра.

Принцип Парето (соотношение 80: 20) в общем виде гласит, что внутри данной группы или множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе. Применительно к рациональному использованию времени это означает, что если все рабочие функции рассматривать с точки зрения критерия их эффективности, то окажется, что 80 % конечных результатов достигается только за 20 % затраченного времени, тогда как остальные 20 % конечных результатов «поглощают» 80 % рабочего времени. Это как раз многочисленные второстепенные проблемы.

Следовательно, не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела. Необходимо решать вопросы в соответствии с их важностью и значимостью.

Применение принципа Парето конкретизируется в анализе АБВ. Здесь все задачи распределяются по категориям АБВ в соответствии с их долей в итоговом результате.

Анализ АБВ основывается на следующих закономерностях:

1. Важнейшие задачи (категория А) составляют примерно 15 % количества всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет примерно 65 %.

2. На важные задачи (категория Б) приходится в среднем 20 % общего числа и также 20 % значимости задач и дел руководителя.

3. Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляют, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную собственную значимость в делах руководителя – всего 15 %.

Согласно выводам анализа АБВ рекомендуется за самые важные, т. е. приносящие наибольший результат, дела А браться в первую очередь, чтобы с помощью немногих действий обеспечить большую часть общего эффекта. Эти дела не подлежат перепоручению. На следующие по значимости задачи Б приходится также существенная часть совокупного результата. Они могут быть частично поручены другим лицам. Задачи В менее важные, дают в целом небольшой итог. Их необходимо перепоручать и сокращать.

Американский генерал Дуайт Эйзенхауэр предложил простое средство для выбора приоритетов при решении задач. Согласно его правилу приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

В зависимости от степени срочности и важности задач различают четыре возможности их оценки и выполнения:

1. Срочные / важные дела. Их следует выполнять немедленно и самому.

2. Срочные / менее важные дела. Здесь существует опасность попасть под «тиранию» спешности и в результате целиком отдаться решению этой задачи, потому что она срочная. Но она не столь важна, для ее выполнения не требуется каких-либо особых качеств, поэтому она должна быть делегирована.

3. Менее срочные / важные задачи. Их не надо выполнять срочно, они могут подождать. Сложность может возникнуть тогда, когда эти задачи превратятся в срочные и должны будут решены руководителем в кратчайшие сроки. Поэтому необходимо установить срок выполнения задачи или перепроверить степень ее важности и поручить полностью или частично сотрудникам.

4. Менее срочные / менее важные дела. Именно эти дела часто оседают на письменном столе и так заваленном бумагами. К таким задачам часто необходима корзина для бумаг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector