0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разновидности и принципы проведения

Планирование: его виды, принципы и методы

Основы планирования в организации

Планирование — это процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса мероприятий, определяющих направление и темпы развития организации, обеспечивающих её соответствие потребностям рынка и на основе этого — увеличение объёма продаж и максимизации прибыли.

Основными задачами,решаемыми в процессе планирования, являются:

1. выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;

2. увеличение объёма продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства;

3. повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий и цен на них;

4. снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия;

5. создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности

Функции планирования:

1. Постановка перед коллективом предприятия производственных задач и определение путей их решения

2. Формирование потребностей предприятия, его подразделений и служб трудовых, материальных, финансовых ресурсов

3. Координация деятельности отдельных служб и подразделений предприятия и т.д.

Виды планирования:

1. Технико-экономическое планированиепредусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики организации. В ходе данного планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования.

2. Оперативно-производственное планированиепредполагает последующую детализацию технико-экономических планов организации. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.

3. Оперативное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определены вышестоящем руководством.

4. Тактическое планированиепредполагает обоснование задач и средств, необходимых для достижения стратегических целей (например, завоевание лидирующего положения на рынке и т.д.). Тактическое планирование может охватывать краткосрочный и среднесрочный периоды.

5. Стратегическое планированиеориентировано на разработку общей стратегии организации и установление его основных целей, управление стратегически важными факторами деятельности, определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и т.д.Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет

6. Нормативное планирование предусматривает обоснованный выбор средств, задач и целей организации и не имеет установленных временных границ.

7. Рыночное планирование основывается на взаимодействие спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги.

8. Индикативное планирование представляет собой государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровня заработной платы.

9. Централизованное (директивное) предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненного организации планов показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры и сроков поставки

10. Краткосрочное планированиеосуществляется на период от 1 до 3 лет. Его особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего года — каждые полгода или ежегодно. Краткосрочное планирование является основой текущего, в котором показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. В рамках данного планирования разрабатывается программа движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

11. Среднесрочное планированиеохватывает промежуток от 3 до 5 лет и конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом.

12. Долгосрочное планирование(5-10 лет) создает основы для экономического обоснования развития субъекта хозяйствования на определенный период, и его результатом являются планы предприятия по различным вицам его деятельности (производство, реализация, затраты, финансы и т.п.).

Принципы планирования.

Для обеспечения эффективной работы организации и уменьшения возможности отрицательных результатов планирования оно должно базироваться на следующих принципах:

Принцип необходимости планирования предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Его соблюдение соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов во всех организациях.

Принцип непрерывностизаключается в том, что в каждой организации процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

Принцип единствапредполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития организации (планы отдельных структурных подразделений должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития).

Принцип гибкостипредполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей.

Принцип точностиопределяется влиянием различных внутренних и внешних факторов, поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования.

Принцип оптимальностиосновывается на необходимости выбора лучшего варианта из нескольких возможных на всех этапах планирования.

Принцип участияпредполагает активное воздействие персонала на процесс планирования.

Принцип эффективноститребует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

Методы планирования

Реализация принципов планирования осуществляется посредством использования разнообразных методов:

ü экономико-математического и др.

Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда.

Сетевой метод применяется при планировании, подготовке производства новой продукции.

На рисунке можно проследить тру пути, ведущих от 1- исходного события (выдача технического задания) к событию 9 – изготовление опытного образца. Каждый путь представляет собой сумму времени, необходимого для выполнения всего задания. Следовательно, ожидаемый срок выполнения задания будет определяться выбором наиболее примирительного варианта решения производственной задачи.

Графический метод может иметь различные формы: сетевой, линейный (который составляется в осях координат, где х – время работы, у- вид работы)и т.д.

Программно-целевой метод разрабатывается при разработке сложных проектов, где учавствует много исполнителей.

Экономико-математические модели применяются в планирование в различных модификациях: составляется модель из ряда показателей и коэффициентов.

Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 6675 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Виды принципов права

I. Общие принципы

Это основные начала, определяющие наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений.

1) Принцип социальной свободы.

Он означает предоставление субъектам права максимальной свободы в их жизнедеятельности. Права и свободы человека и гражданина охраняются государством, законом как высшие ценности.

2) Принцип социальной справедливости.

Он имеет морально-правовое содержание, обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между возможным и должным поведением и оценкой его результатов.

Справедливость является также одним из ведущих начал в практике правового регулирования, при регистрации конкретных юридических дел (например, при назначении размера пенсии, предоставлении жилья, определении меры уголовного наказания).

3) Принцип демократизма.

В правовом государстве он пронизывает всю систему права. Непосредственное выражение находит в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характеризующей взаимоотношения с государством.

4) Принцип гуманизма.

Начала гуманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам. Они раскрывают одну из важных ценностных характеристик права.

Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы человека:

— личную свободу и безопасность,

— на охрану своей чести и репутации,

— на защиту от любого произвольного вмешательства в личную жизнь и др.

Суть этого принципа – в закреплении правом отношений между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания условий, необходимых для нормального существования и развития личности.

5) Принцип равноправия, равенства всех перед законом.

а) равенство всех граждан государства;

б) наличие равных общегражданских прав у всех граждан государства;

в) равное право граждан на защиту закона;

г) равная ответственность перед законом.

Данный принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948), международных пактах о правах человека (1966), в конституционных законах большинства стран.

в) Принцип единства юридических прав и обязанностей.

Юридические права и обязанности участников правоотношений находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Это означает, что субъективному праву управомоченного лица соответствует юридическая обязанность обязанного лица.

Реальность субъективного права обеспечивается наличием соответствующей ему обязанности.

Законом установлено, что осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

7) Принцип ответственности за вину.

Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении предписаний правовой нормы.

Вина является ведущим началом, определяющим основания юридической ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к нему не могут быть применены меры юридической ответственности.

8) Принцип законности.

Он означает строгое и неуклонное осуществление предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, данный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип социальной справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми.

И наоборот, реализация принципа гуманизма означает установление справедливых отношений в общественной жизни.

Еще Аристотель отмечал, что справедливость тесно связана с понятиями законности и равенства людей, так как справедливость выступает как законное и равное, а несправедливость – как противозаконное и неравное отношение к людям.

II. Межотраслевые принципы

Это руководящие начала, выражающие особенности нескольких родственных отраслей права. Например, в уголовном процессе и гражданско-процессуальном праве:

В то же время на родственные (семейные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

Читать еще:  Симтомы аденоиды у детей что такое аденоиды

III. Отраслевые принципы

Это основные начала, характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права.

Например, в гражданском праве:

— ответственность перед потерпевшим;

в семейном праве:

— принцип равенства супругов,

— принцип преимущественной защиты интересов матери и ребенка.

Более подробно содержание отраслевых принципов рассматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

8. Функции права: понятие и виды.

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Так как право неразрывно связано с государством, его функции во многом совпадают с функциями государства, государственной власти.

Все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах на основе законодательных актов, которые оправдывают характер и содержание этой деятельности.

Виды функций права

II. Специально-юридические (в зависимости от задач, которые выполняет право).

1) Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.

Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни.

Право воздействует на общественные отношения двояко:

а) статически – путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах.

Правовые акты придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества.

Таким образом, достигается стабильность незыблемости отношений.

б) динамически – стимулируя законодательство средствами развития необходимых общественных отношений.

В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего населения страны.

В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, а также возможность вызывать к жизни новые общественные отношения, потребность в которой возникает на каждом конкретном этапе общественного развития.

2) Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений.

Охранительная функция права направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения.

Охранительное воздействие права выражается в следующем:

а) в установлении запретов на совершение противоправных деяний;

б) в установлении юридических санкций за совершение противоправных деяний;

в) в применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

Функции права осуществляются:

а) методом убеждения,

б) методом принуждения.

Таковы основные направления правового воздействия на общественные отношения.

В них выражается служебная роль права, его социальное назначение.

Если следовать широкому смыслу функций права, в соот­ветствии со своим предназначением право­вые нормы выполняют в обществе следующие функции:

» экономическая — упоря­дочивает производственные и имущественные отношения, закрепляет формы собствен­ности и т.п.;

» политическая (регламентирует политические отноше­ния, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

» идеологическая, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необ­ходимых и желательных принципах и правилах поведения.

» регулятивная, которая проявляется в способности воз­действовать на поведение членов общества правовыми средствами;

» охранительная, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения, т.е. направлена на охрану обществен­ных отношений, а правоохранительная на охрану самого права;

» гуманистическая, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

» воспитательная, отражающуюся в подготовке подрастаю­щего поколения к, оказывает спе­цифическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формиро­ванием у субъектов мотивов правомерного поведения и формирует у субъектов надлежащее восприятие существующих в обществе ценнос­тей и идеалов;

Функции права можно рассматривать как две основные группы с точки зрения их общесоциальной и специально-юридической направленности.

Общесоциальные функции —это основные направ­ления правового воздействия на различные сферы обще­ственной жизни — экономику, политику, духовные отноше­ния, культуру и др. Различают следующие общесоциаль­ные функции:

· экономическая (правовое обеспечение производствен­ных отношений, закрепление форм собственности и т.д.);

· политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы);

· воспитательная (педагогическое воздействие на об­щество).

Специально-юридические функции —это правовое регулирование общественных отношений:

» регулятивная (содействует развитию наиболее цен­ных для общества и государства социальных связей, ре­гулирует общественные отношения);

» охранительная (производна от регулятивной функ­ции, призвана ее обеспечивать, осуществляет право­вое воздействие, направленное на охрану общезначимых и вытесне­ние отношений, чуждых данному обществу, реализуется с помо­щью правовых ограничений-обязанностей, запретов, наказаний и пр.)

9. Понятие, признаки и структура правовой нормы. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Правовая норма —это общеобязательное, формаль­но определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегу­лирование общественных отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10295 — | 7619 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

7.2 Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности

Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности

В юридической науке используются различные критерии для классификации органов государства. Наиболее универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т. е. деление органов государства на законодательные, исполнительные и судебные.

По способу создания органы государства подразделяются на первичные и производные.

Первичные органы создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (например, выборные, представительные органы) или возникают в порядке наследования при монархической форме правления. Производные органы образуются первичными органами, которые и наделяют их необходимыми полномочиями (например, исполнительные органы, органы прокуратуры и др.).

По объему властных полномочий органы государства делятся на высшие и местные. Но не все местные органы являются государственными, например, органы местного самоуправления не входят в государственную систему. Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государство и распространяют свои властные полномочия на всю территорию государства. Местные органы государства распространяют свои полномочия только на территорию соответствующего региона.

По широте компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции полномочны решать широкий круг вопросов (правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерство финансов, министерства экономики, обороны, юстиции и др.).

По способу решения вопросов органы государства могут быть коллегиальными (парламент, правительство, центральная избирательная комиссия) и единоначальными (президент, уполномоченный по правам человека).

Можно также выделить органы, которые действуют в обычных и чрезвычайных условиях. Последние чаще всего временные органы. В федеративных государствах принято деление на общефедеральные органы и органы субъектов федерации.

Государственный аппарат строится и функционирует на основе определенных принципов, которые представляют собой основополагающие требования, предъявляемые к построению и деятельности органов государства. Данные требования не остаются неизменными в различных государствах и на разных этапах их развития. Например, в Советском государстве наиболее важными были следующие принципы: партийного руководства; подчинения работы аппарата политике; широкого участия масс в управлении делами государства; демократического централизма; социалистической законности; интернационализма; научного планирования и др.

В настоящее время к общим принципам организации и работы государственного аппарата относятся:

1) легальный порядок образования и действия;

2) принцип законности;

3) оптимальность построения и структуры государственного аппарата, эффективность его деятельности;

4) профессионализм и компетентность государственных служащих;

5) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность;

6) приоритет прав человека, что выражается в двух моментах: а) признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является смыслом и содержанием деятельности аппарата; б) основным критерием оценки работы государственных органов служит полнота обеспечения прав и свобод человека государством;

7) разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами;

8) открытость государственной службы, т. е. доступность общественному контролю;

9) равный доступ граждан к государственной службе;

10) принцип разделения властей.

Все названные принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы и взаимосвязаны в функционировании государственного аппарата.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Организация производства

Под производственным процессом понимается совокупность разнообразных, но связанных между собой процессов труда и естественных процессов, обеспечивающих превращение сырья в готовый продукт.

Производственный процесс состоит из основных, вспомогательных, обслуживающих и побочных процессов.

К основным относятся процессы, непосредственно связанные с превращением исходного сырья или материалов в готовую продукцию (зерна в муку, сахарной свеклы в сахар). Совокупность этих процессов на предприятии образует основное производство.

На хлебоприемных предприятиях, осуществляющих хранение государственных ресурсов зерна, к основным следует относить также процессы, связанные с приемом, размещением и хранением зерна.

Назначение вспомогательных процессов – технически обслуживать основные процессы, оказывать им определенные услуги: снабжение энергией, производство инструмента и приспособлений, выполнение ремонтных работ.

Обслуживающие процессы осуществляют материальное обслуживание основного и вспомогательного производств. Прием, размещение, хранение сырья, материалов, готовой продукции, топлива, их транспортировкой от мест хранения к местам потребления и т. п.

Читать еще:  Симптомы и характерные признаки простуды в носу

Побочные процессы также способствуют превращению сырья в готовый продукт. Но ни сырье, но ни полученная продукция не относятся к основной продукции предприятия. Это переработка и доработка отходов, получаемых в основном производстве и др.

Все процессы подразделяются на стадии, а стадии – на отдельные операции.

Стадия производства – технологически законченная часть производственного процесса, характеризующаяся такими изменениями предмета труда, которые обуславливают переход его в другое качественное состояние (очистка сахарной свеклы, упаковка продукции).

Каждая стадия объединяет операции, технологически родственные между собой, или операции определенного целевого назначения.

Основным первичным звеном производственного процесса является операция.

Производственная операция – это часть процесса труда или производства, выполняемая одним или группой рабочих на отдельном месте, одним и тем же предметом труда, с помощью одних и тех же средств труда.

По назначению все операции подразделяются на три главных вида:

1) технологические (основные) – это операции, в процессе выполнения которых в предмет труда (его состояние, форму или внешний вид) вносятся какие-либо изменения (сепарирование молока, дробление зерна и т. д.);

2) контрольные – это операции, не вносящие никаких изменений в предмет труда, но способствующие выполнению технологических операций (взвешивание и т. п.);

3) перемещающие – операции, изменяющие положение предмета труда в производстве (погрузочные, разгрузочные, транспортные).

Контрольные и перемещающие операции вместе составляют группу вспомогательных операций.

По способу выполнения (степени механизации) выделяют следующие операции:

машинные – выполняются машинами под наблюдением рабочих (закатывание консервов, очистка молока, измельчение продуктов);

машинно-ручные – выполняются машинами при непосредственном участии рабочих (выбой муки, зашивка мешков и т. п.);

ручные операции – выполняются рабочими без участия машин (подача сырья на транспортеры, укладка мешков в штабеля).

Соотношение различных видов операций в их общем количестве составляет структуру производственного процесса. На разных перерабатывающих предприятиях она неодинакова.

Организацию производства во времени строят исходя из следующих принципов:

— ритмичность работы предприятия и равномерность выпуска продукции;

— пропорциональность производственных подразделений;

— параллельность (одновременность) выполнения операций и процессов производства;

— непрерывность производственных процессов.

Принцип ритмичности предусматривает работу предприятия в запланированном ритме (время между выпуском одинаковых изделий или двух одинаковых партий изделий).

Принцип пропорциональности производственных подразделений предполагает одинаковую производительность их в единицу времени.

Принцип параллельности выполнения операций и процессов основан на одновременном выполнении фаз, этапов или частей производственного процесса.

Принцип непрерывности производственного процесса предусматривает ликвидацию перерывов в обработке предметов труда. Непрерывность процесса исключает создание запаса на рабочих местах, сокращает незавершенное производство, что особенно важно на предприятиях, где сырье и материалы не могут храниться долгое время без охлаждения, замораживания, консервирования (плодоовощеконсервная, молочная, мясная промышленности).

Целью организации производственного процесса в пространстве является обеспечение рационального построения его во времени.

Наибольшая эффективность при организации производственного процесса в пространстве достигается в результате использования прямоточности, специализации, кооперирования и комбинирования производства.

Прямоточность производственного процесса, характеризуется тем, что на всех фазах и операциях производства изделия проходят кратчайший путь. В масштабах предприятия цехи размещаются на территории таким образом, чтобы исключить дальние, возвратные, встречные и другие нерациональные перевозки. Т. е. рабочие места и оборудование располагаются в технологической последовательности операций.

Внутризаводская специализация представляет собой процесс обособления цехов и участков по выпуску отдельных видов продукции, ее частей или выполнению отдельных стадий технологического процесса. На перерабатывающих предприятиях применяется технологическая, предметная и функциональная специализации.

Технологическая специализация производства предполагает выделение узкого круга технологических операций и выполнение операций в отдельных цехах или на производственных участках.

Предметная специализация производства предусматривает создание отдельных линий с законченным производственным циклом по выпуску одного или нескольких сходных по технологии изготовления изделий.

Функциональной называется специализация всех подразделений производства на выполнении одной или ограниченного круга функций.

Кооперирование производства на предприятии осуществляется организацией совместной работы его подразделений по выпуску продукции. Принцип кооперирования производства заключается в использовании услуг одних цехов другими.

Поиск рациональных форм кооперирования приводит в ряде случаев к созданию комбинированных производств.

Комбинирование производства предусматривает соединение в одном предприятии разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья или играющих вспомогательную роль по отношению друг к другу.

Основные виды и принципы организации

Рассмотрим виды организаций.

Организации можно различать по ряду признаков.

По степени формализации: формальные и неформальные организации.

Формальной считается организация, прошедшая государственную регистрацию в налоговых органах, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц и получившая соответствующее свидетельство. Формальная организация это — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Неформальная организация — возникает спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.

По форме собственности организации делятся: на государственные, муниципальные, частные и иные. В целом ряде случаев возникают организации на базе разных типов собственности. Это собственность на материально — вещественные и финансовые резервы и ресурсы. История развития организации людей прошла большой путь. Были сравнительно длительные периоды, когда организации существовали в виде рабовладельческих латифундий и эргастерий, средневековых цехов, коопераций ремесленников, собственников капитала — ростовщиков, организаций насильственно — репрессивного порядка (фискального, карательного и др.). Известны и формы организации феодальной собственности, общинной собственности, помещичьи владения с крепостническим и полукрепостническим трудом. Они разрушены временем и натиском новых, буржуазных отношений собственности. Рутинные, застойные виды организаций крепостнического порядка под напором времени были постепенно вытеснены и уничтожены. Вместо них возникли новые виды организаций с частной собственностью и наемным трудом.

Виды организации различаются также по организационному признаку — положению, роли значению отдельных личностей в организации, т.е. по статусу организации по отношению к своим членам. Принято считать, что в общественном производстве существуют первичные организации, определяющие основы деятельности ее членов и нормы, правила, методы воздействия себе подобными и другими общественными, производственными, финансовыми, сбытовыми и другими структурами.

Другим видом являются политические, общественные, национальные, религиозные и другие организации, возникающие в зависимости от объективных социально — экономических условий, социального состояния и потребностей общества, уровня его развития и национальных, религиозных, этнических и прочих причин и обстоятельств.

Условное деление организаций на механистические и органические позволяет классифицировать их на застойные, остановившиеся в своем развитии, и на перспективные, способные приспособиться к условиям конкуренции, неопределенности, нестабильности и другим катаклизмам общественного развития. Это особенно значимо для периодов реформирования новых отношений собственности.

Самое большое разнообразие существует в деление организаций по сферам деятельности. Можно назвать строительные, транспортные, сельскохозяйственные, научные, торговые, машиностроительные, и другие организации.

Разделяют организации также и по секторам экономики. Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

Отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, — включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

Отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

Отрасли третьего цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отрасли первых двух секторов. Это банки страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;

К четвертому сектору относятся все организации и институты, занимающееся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

По отношению к прибыли организации делятся:

Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными: разведение аквариумных рыбок, сбор почтовых марок, распространение научных знаний, оказание образовательных услуг, даже завоевание власти в стране. Законодательство России не запрещает некоммерческим организациям заниматься и коммерческой деятельностью направляться на заявленные цели организации.

Рассмотрим прин-ципы организации. Прин-ципы организации — это общие правила (положения) формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесо-образность функционирования. Все многообразие принципов организации можно классифицировать по ряду признаков (рис. 1).

По степени обоснованности выделяют научные и обыденные принципы. К научным относятся такие, кото-рые могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориен-тирующие его на познавательную деятельность. К обыден-ным относятся в основном те правила и действия, которые сформулированы человеком на основе собственного вос-приятия действительности, традиций и интуиции. Они почти все без исключения субъективны и не несут доста-точной научной обоснованности.

Рис. 1. Классификация принципов организации

По степени универсализации принципы организации можно разделить на универсальные (общие), специфиче-ские (особенные) и ситуационные (частные). К универ-сальным относятся принципы, отражающие правила фор-мирования самых разнообразных систем в природе и обществе; к специфическим — действующие в отдельных сферах природной и человеческой действительности; к ситуационным лишь те, которые характерны для кон-кретных ситуаций.

Читать еще:  Промывание носа с долфин

По способу реализации можно выделить принципы, реализуемые природой без какого-либо участия чело-века; при взаимодействии природы и человека и толь-ко с участием человека. Последние могут быть осущест-влены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности.

По масштабу действия принципы организации мож-но условно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы); между элементами системы внутри предприятия (принцип коррелятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи); между системами (между предприятиями, отрасля-ми народного хозяйства).

На основании представленной классификации можно объединить принципы организации в единую систему, в результате чего определяется их четкая иерархическая структура: по назначению, уровню, широте и масштабам использования, а также характеру взаимообусловленности. Возникает единая цепь базовых, дополняющих исходных и производных принципов.

Один базовый принцип обычно связан с несколькими дополняющими, а от одного исход-ного принципа образуется несколько производных. Последовательность взаимообусловленности по типу исходный — производный выстраивается через всю систему принципов организации: наиболее общие принципы (универсальные) являются исходной базой для более частных, те, в свою очередь, являются исходными для еще более частных и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод что в рамках общей системы принципов организации можно выделить отдельные подсистемы по основным сфе-рам их функционирования, например, природа, общество, которые подразделяются на подсистемы второго уровня.

Те, в свою очередь, — на подсистемы третьего уровня и т. д. Каждая подсистема, на каком бы уровне общей системы принципов она ни находилась, должна функционировать как единое целое, включать в себя различные классифика-ционные группы принципов и также выстраивать иерархи-ческую структуру со своими собственными исходными и производными, базовыми и дополняющими принципами.

Понятие, виды и принципы экологической экспертизы

Экологическая функция государства заключается в обеспечении безопасности природной среды. В процессе исполнения данной функции государственные органы применяют в своей деятельности различные способы и методы. К ним относится и экологическая экспертиза, как превентивная мера, позволяющая избежать нанесения значительного ущерба экологии. В настоящей статье рассмотрены понятие, виды и принципы экологической экспертизы.

Понятие экологической экспертизы

Понятие экологической экспертизы дается в ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Цель проведения экспертизы прописана в данной норме и заключается в предотвращении негативного воздействия вышеуказанной деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза, как вид государственного контроля, позволяет установить следующие моменты:

  • имеются ли противоречия между намечаемой деятельностью и действующим экологическим законодательством;
  • соответствует ли деятельность всем требованиям нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и гарантируется ли безопасность;
  • оценено ли всесторонне воздействие планируемой деятельности на природу и население;
  • допустимо ли реализовывать деятельность, которая является объектом исследования;
  • насколько полно предусмотрены меры для предотвращения нанесения вреда окружающей среде.

Таким образом, основное значение экспертизы заключается в получении ответа на вопрос: возможно ли реализовать проект с учетом безопасности и его соответствия экологическому законодательству.

Виды экологической экспертизы

Выделяют следующие виды экологической экспертизы:

Ведомственная экологическая экспертиза может быть инициирована ведомством, если в дальнейшем потребуется представить документацию для экспертизы государственного уровня.

Научная – назначается отдельными учеными, учреждениями научного профиля или вузами и носит информационный характер.

Коммерческая – проводится по инициативе организации или учреждения с целью получения предварительных выводов о безопасности намечаемой деятельности.

Принципы проведения экологической экспертизы

Для получения наиболее полных, обоснованных и точных выводов участники экологической экспертизы при проведении исследования должны руководствоваться следующими принципами:

  • 1. Принцип презумпции потенциальной опасности для экологии намечаемой деятельности означает, что эксперты должны исходить из того, что данная деятельность может нанести вред окружающей природной среде. В связи с этим, экспертам предстоит выявить всевозможные виды потенциального вредного воздействия и установить его масштабы. Исходя из полученных данных, они должны предложить меры по охране природной среды от выявленного вредного воздействия, а также рекомендовать способы рационального использования природных ресурсов.
  • 2. Принцип обязательного проведения экологической экспертизы до начала деятельности по реализации объекта, если в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» данный объект подлежит государственной экологической экспертизе. Принцип предварительности экспертизы решению о реализации её объекта означает, что заказчик до проведения исследования не имеет права принимать решение об осуществлении планируемой деятельности и заниматься такой деятельностью. Специально уполномоченные органы в отношении объектов, перечисленных в законе, обязаны организовывать и проводить экологические экспертизы. Отказ заказчику в проведении экспертизы такого объекта является незаконным.
  • 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду проверяемой деятельности и последствий означает обязанность экспертов изучить всесторонне виды и масштабы предполагаемого воздействия на окружающую среду. Хотя принцип распространяется как на государственную, так и общественную экологическую экспертизу, но, в первую очередь, данное требование адресовано органам и комиссиям первой.
  • 4. Принцип достоверности и полноты информации, предоставляемых экспертам, адресован заказчику и обязывает его представить на экспертизу не искаженную и не вызывающую сомнений информацию, соответствующую требованиям законодательства, учитывая все особенности объекта, в объеме, достаточном для того, чтобы выполнить требования закона об охране окружающей среды. Полной считается информация об объекте, которой может и должен обладать заказчик, планирующий осуществление данной деятельности, с учетом соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Также при предъявлении требования о полноте предоставления информации необходимо учитывать действующее законодательство ( Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Эксперт государственной экологической экспертизы обязан обеспечить конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу. Достоверность и полнота информации – важнейший элемент проведения данной процедуры, поэтому, если данный принцип не соблюден, экспертиза не проводится.
  • 5. Принцип независимости экспертов при осуществлении своих полномочий закрепляет противоправность вмешательства в работу эксперта, которую он выполняет в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы либо указанием экспертной комиссии, руководителем группы. Выводы эксперта не могут быть продиктованы кем-либо или навязаны ему, он свободен в своих оценках.
  • 6. Принцип научной обоснованности и объективности заключений экологической экспертизы. Принцип научной обоснованности означает, что изложенные в заключении выводы экспертов должны быть научно аргументированными, то есть соответствовать законодательству в области охраны окружающей среды, содержать собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых. Принцип объективности заключения экспертизы предполагает беспристрастную и непредвзятую оценку объекта, представленного на экспертизу.
  • 7. Принцип законности – базовый принцип проведения экологической экспертизы. Так как именно соблюдение данного принципа обеспечивает юридическую силу заключения данного исследования. Заказчик, занимаясь планированием и проектированием будущей деятельности, обязан соблюсти все требования действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В дальнейшем, эксперты, проводящие экспертизу, при соответствии планируемой деятельности законодательству, принимают положительное решение о реализации проекта. В случае, когда выявлены нарушения экологических требований, они должны быть отображены в заключении, с четким разъяснением, в чем именно проявилось несоответствие. Государственный орган, принимающий решение по конкретному объекту экспертизы, обязан опираться на мнение экспертов. В такой ситуации уполномоченный государственный орган не вправе дать разрешение на реализацию объекта, так как не имеет законного основания и может быть оспорено в суде. Положительное решение в подобном случае свидетельствует о том, что не реализуется конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
  • 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Принцип гласности устанавливает обязанность субъектов экологической экспертизы выполнять требования законодательства об информировании заинтересованных сторон о проводимой процедуре, участии общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Несоблюдение данного принципа является правонарушением и, соответственно, основанием для привлечения виновных лиц к ответственности. Сущность гласности проявляется в информировании граждан, общественных организаций, государственных органов и населения в целом по организации экологической экспертизы. Информация должна быть направлена на удовлетворение потребностей общества – защита права на благоприятную окружающую среду, принятие решения о проведении экспертизы, сообщение о результатах.
  • 9. Принцип ответственности за процесс проведения экспертизы и её качество направлен на всех участников экспертизы. Он гарантирует, что участники государственной экологической экспертизы понесут предусмотренную законодательством РФ ответственность в случае несоблюдения ими принципов и порядка проведения экспертизы.

Данные принципы экологической экспертизы гарантируют, что эксперты будут обеспечены информацией в достаточном объеме, чтобы обнаружить все возможные виды вредного влияния намечаемой деятельности, либо, наоборот, будут установлены признаки безопасности подобной деятельности для окружающей среды. Поэтому соблюдение перечисленных принципов всеми участниками экологической экспертизы имеет основополагающее значение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector