0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аудиометрия современная методика исследования слуха

Аудиометрия современная методика исследования слуха

Исследование слуха представляет собой сложный и трудоемкий процесс.
Точность полученных данных в основном зависит от специальной подготовки врача, его настойчивости, соблюдения выработанных практикой приемов и технических деталей, от качества измерительной аппаратуры и, наконец, от самого больного. Все эти моменты имеют большое практическое значение.

Телефоны воздушной проводимости прижимают с помощью оголовья к наружному слуховому проходу с постоянной, одинаковой силой. Это создает известное постоянство условий измерения слуха. Телефон следует так приставить к уху, чтобы его центр соответствовал отверстию наружного слухового прохода. Аудиометрию можно производить и без телефона, с помощью громкоговорителя, но в этом случае нужно проводить исследование в специальной заглушённой и звукопоглощающей камере.

При аудиометрии в обычных поликлинических или клинических условиях имеет практическое значение месторасположение врача, больного и аудиометра. Больной не должен видеть панель аудиометра и рук врача, чтобы не получать таким путем возможности судить о перемещении регулятора громкости и о показателях его слуха. Некоторые рекомендуют сажать больного спиной к врачу, но это неправильно, так как затрудняет контакт с больным и лишает возможности следить за выражением его лица, что при экспертизе, например, имеет большое значение. Лучше всего сажать больного сбоку аудиометра или предложить ему сидеть с закрытыми глазами.

До начала исследования больному нужно разъяснить, какие к нему предъявляются требования в отношении внимания, различения звуков, своевременных и точных ответов — слышит он или не слышит звуков.

У аудиометра имеются специальная дистанционная кнопка и лампочка, используемые для сигналов: когда больной слышит звук, он нажимает кнопку и зажигается лампочка; если больной перестает слышать, он отпускает кнопку и лампочка гаснет. Такая сигнальная связь весьма ценна, когда больной и лицо, исследующее слух, находятся в разных помещениях, когда связь между ними осуществляется по специальному телефону. В обычных же клинических условиях предпочтительна живая, разговорная связь, так как иногда внимание больного рассеивается и он забывает давать сигнал.

Точное определение порогов звукового восприятия у больных пе представляется легким делом. В этом нетрудно убедиться, если неоднократно проверять ответы больного в течение одного сеанса исследования. Расхождения при этом обнаруживаются иногда весьма значительные. Однако при хорошей тренировке исследующего удается получить близкую к действительному состоянию слуха аудиограмму. Для этого нужно после того, как получены первые два порога восприятия топа — при убывающей и возрастающей его интенсивности — проделать тут же 3—4 контрольных измерения с небольшим увеличением и уменьшением интенсивности и прерыванием звука; если результаты близки, то за порог принимают средние данные.

Исследование слуха обычно начинают звуком частотой 1024 гц и интенсивностью 20—30 дб; если больной его слышит, то интервалами в 5 дб уменьшают интенсивность звука, пока больной не перестает воспринимать этот звук, и тогда показания шкалы аудиометра определяют потерю слуха в децибелах. Длительность звуковых сигналов 1—3 секунды. В описанном методе измерение производят с помощью постепенно убывающего в своей интенсивности звука; этот метод дополняется измерением звуками постепенно возрастающей интенсивности; при последнем способе измерение начинают с неслышных звуков и отмечают показания шкалы, когда больной начинает слушать звук.

Появление звукового восприятия обычно происходит при несколько большей интенсивности звука, чем исчезновение, т. е. потеря слуха в децибелах при исследовании звуками возрастающей интенсивности будет несколько большей, чем при измерении звуками убывающей интенсивности. По данным Бекеши, полученным с помощью автоматического аудиометра, разница равняется примерно 10 дб. Как при повышении, так и при понижении интенсивности тонов следует избегать регулярных ритмичных интервалов между подачей звуков; эти интервалы нужно то удлинять, то укорачивать во избежание выработки у больного восприятия ритма, вследствие чего у него может создаться ложное ощущение, что он слышит. В этом отношении весьма важно, чтобы движение регулятора громкости было плавным и беззвучным. Прерыватель звука в аудиометре не должен также давать звука, иначе ответы больного могут относиться к этому звуку, а не к тону, которым исследуется слух.

Если больной не слышит звук в 20 дб, дают сразу звук в 40 дб, и если больной его воспринимает, уменьшают его интенсивность. После тона 1024 гц исследуют другими тонами в такой последовательности: С2048 (2000), С4096 (4000), С8102 (8000), С512(600), С250 (250), С128 (125).

В ряде аудиометров имеются и промежуточные тоны — в 1500, 3000, 6000 гц; измерение на эти тоны целесообразно при обнаружении значительного понижения слуха в области высоких звуков, для установления точного его диапазона. Например, при понижении слуха только на 8000 гц интересно выяснить восприятия 1000 гц, то же при понижении только на 4000 гц; если же понижено восприятие и на 4000, и на 8000 гц, то обычно можно для исследования считать, что и на 6000 гц восприятие понижено. Точно так же при одновременном понижении на 2000 и 4000 или 2000 и 1000 гц исследование восприятия промежуточных тонов излишне.

Аудиометрия имеет, естественно, целью выявить состояние слуха па каждое ухо в отдельности, если между их слуховой способностью нет большой разницы, то аудиометрия не встречает затруднений; если же одно ухо слышит намного хуже другого, то следует исключить переслушивание. Переслушивание может иметь место в тех случаях, когда разница в понижении слуха на оба уха достигает на тот или иной тон 50—60 дб. Практическое значение это имеет для диагностики односторонней глухоты или резкой тугоухости. Поэтому при исследовании средними и высокими тонами надо выключать — заглушать второе нормальное или лучше слышащее ухо.

Как заглушать второе ухо? Выбор средств зависит от величины разницы слуха па оба уха. При нерезкой разнице можно ограничиться затыканием уха пальцем или ваткой, пропитанной везелиновым маслом; при большой разнице слуха второе ухо заглушается имеющимся в аудиометре специальным глушителем, а при камертональном исследовании — трещоткой Барани. Выключение второго уха при исследовании костной проводимости является сложным делом; об этом будет сказано ниже.

Портал о слухе

Пишем о проблемах слуха и их лечении

04 августа 2015 , Надежда Поминова

Как расшифровать аудиограмму — подробное руководство от врача

Сегодня мы разбираемся, как расшифровать аудиограмму. В этом нам помогает Светлана Леонидовна Коваленко — врач высшей квалификационной категории, главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара, кандидат медицинских наук.

Краткое изложение

Статья получилось большой и подробной — чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, надо сначала познакомиться с основными терминами аудиометрии и разобрать примеры. Если у вас нет времени долго читать и разбираться в деталях, в карточке ниже — краткое изложение статьи.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Она помогает диагностировать нарушения слуха. На аудиограмме две оси: горизонтальная — частота (количество звуковых колебаний в секунду, выражается в герцах) и вертикальная — интенсивность звука (относительная величина, выражается в децибелах). На аудиограмме отмечается костная проводимость (звук, который в виде вибраций доходит до внутреннего уха через кости черепа) и воздушная проводимость (звук, который достигает внутреннего уха обычным путём — через наружное и среднее ухо).

При аудиометрии пациенту подают сигнал разной частоты и интенсивности и отмечают точками величину минимального звука, который слышат пациент. Каждая точка показывает минимальную интенсивность звука, при которой пациент слышит на конкретной частоте. Соединив точки, получаем график, а точнее, два — один для костного звукопроведения, другой — для воздушного.

Норма слуха — когда графики лежат в диапазоне от 0 до 25 дБ. Разница между графиком костного и воздушного звукопроведения называется костно-воздушным интервалом. Если график костного звукопроведения в норме, а график воздушного лежит ниже нормы (присутстувет костно-воздушный интервал), это показатель кондуктивной тугоухости. Если график костного звукопроведения повторяет график воздушного, и оба лежат ниже нормального диапазона, это говорит о сенсоневральной тугоухости. Если чётко определяется костно-воздушный интервал, и при этом оба графика показывают нарушения, значит, тугоухость смешанная.

Основные понятия аудиометрии

Чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, сначала остановимся на некоторых терминах и самой методике аудиометрии.

У звука две основные физические характеристики: интенсивность и частота.

Интенсивность звука определяется силой звукового давления, которое у человека весьма вариабельно. Поэтому для удобства принято пользоваться относительными величинами, такими как децибелы (дБ) — это десятичная шкала логарифмов.

Частоту тона оценивают количеством звуковых колебаний в секунду и выражают в герцах (Гц). Условно диапазон звуковых частот делят на низкие — ниже 500Гц, средние (речевые) 500−4000Гц и высокие — 4000Гц и выше.

Аудиометрия — это измерение остроты слуха. Эта методика субъективна и требует обратной связи с пациентом. Исследующий (тот, кто проводит исследование) при помощи аудиометра подаёт сигнал, а исследуемый (слух которого исследуют) даёт знать, слышит он этот звук или нет. Чаще всего для этого он нажимает на кнопку, реже — поднимает руку или кивает, а дети складывают игрушки в корзину.

Существуют различные виды аудиометрии: тональная пороговая, надпороговая и речевая. На практике наиболее часто применяется тональная пороговая аудиометрия, которая определяет минимальный порог слуха (самый тихий звук, который слышит человек, измеряемый в децибелах (дБ)) на различных частотах (как правило, в диапазоне 125Гц — 8000 Гц, реже до 12 500 и даже до 20 000 Гц). Эти данные отмечаются на специальном бланке.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Эти ощущения могут зависеть как от самого человека, его общего состояния, артериального и внутричерепного давления, настроения , так и от внешних факторов — атмосферных явлений, шума в помещении, отвлекающих моментов

Как строится график аудиограммы

Для каждого уха раздельно измеряют воздушную проводимость (через наушники) и костную проводимость (через костный вибратор, который располагают позади уха).

Воздушная проводимость — это непосредственно слух пациента, а костная проводимость — слух человека, исключая звукопроводящую систему (наружное и среднее ухо), её ещё называют запасом улитки (внутреннего уха).

Костная проводимость обусловлена тем, что кости черепа улавливают звуковые вибрации, которые поступают ко внутреннему уху. Таким образом, если имеется препятствие в наружном и среднем ухе (любые патологические состояния), то звуковая волна достигает улитки благодаря костной проводимости.

Бланк аудиограммы

На бланке аудиограммы чаще всего правое и левое ухо изображены раздельно и подписаны (чаще всего правое ухо слева, а левое ухо справа), как на рисунках 2 и 3. Иногда оба уха отмечаются на одном бланке, их различают либо цветом (правое ухо всегда красным, а левое — синим), либо символами (правое кругом или квадратом (0—0—0), а левое — крестом (х—х—х)). Воздушную проводимость всегда отмечают сплошной линией, а костную — прерывистой.

По вертикали отмечают уровень слуха (интенсивность стимула) в децибелах (дБ) с шагом в 5 или 10 дБ, сверху вниз, начиная от −5 или −10, а заканчивая 100 дБ, реже 110 дБ, 120 дБ. По горизонтали отмечаются частоты, слева направо, начиная от 125 Гц, далее 250 Гц, 500Гц, 1000Гц (1кГц), 2000Гц (2кГц), 4000Гц (4кГц), 6000Гц (6кГц), 8000Гц (8кГц) , могут быть некоторые вариации. На каждой частоте отмечается уровень слуха в децибелах, потом точки соединяют, получается график. Чем выше график, тем лучше слух.

Как расшифровать аудиограмму

При обследовании больного в первую очередь необходимо определить топику (уровень) поражения и степень слуховых нарушений. Правильно выполненная аудиометрия даёт ответ на оба этих вопроса.

Патология слуха может быть на уровне проведения звуковой волны (за этот механизм отвечает наружное и среднее ухо), такую тугоухость называют проводниковой или кондуктивной; на уровне внутреннего уха (рецепторный аппарат улитки), данная тугоухость является сенсоневральной (нейросенсорной), иногда бывает сочетанное поражение, такую тугоухость называют смешанной. Крайне редко встречаются нарушения на уровне слуховых проводящих путей и коры головного мозга, тогда говорят о ретрокохлеарной тугоухости.

Читать еще:  Болит козелок уха при надавливании причины симптомы и структура лечения

Аудиограммы (графики) могут быть восходящими (чаще всего при кондуктивной тугоухости), нисходящими (чаще при сенсоневральной тугоухости), горизонтальными (плоскими), а также иной конфигурации. Пространство между графиком костной проводимости и графиком воздушной — это костно-воздушный интервал. По нему определяют, с каким видом тугоухости мы имеем дело: нейросенсорной, кондуктивной или смешанной.

Если график аудиограммы лежит в диапазоне от 0 до 25 дБ по всем исследуемым частотам, то считается, что у человека нормальный слух. Если график аудиограммы спускается ниже, то это патология. Тяжесть патологии определяется степенью тугоухости. Существуют различные расчёты степени тугоухости. Однако наиболее широкое распространение получила международная классификация тугоухости, по которой рассчитывается среднеарифметическая потеря слуха на 4 основных частотах (наиболее важных для восприятия речи): 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц и 4000 Гц.

1 степень тугоухости — нарушение в пределах 26−40 дБ,
2 степень — нарушение в диапазоне 41−55 дБ,
3 степень — нарушение 56−70 дБ,
4 степень — 71−90 дБ и свыше 91 дБ — зона глухоты.

1 степень определяется как лёгкая, 2 — среднетяжёлая, 3 и 4 — тяжёлая, а глухота — крайне тяжёлая.

Если костное звукопроведение в норме (0−25дБ), а воздушное проведение нарушено, это показатель кондуктивной тугоухости . В случаях, когда нарушено и костное, и воздушное звукопроведение, но есть костно-воздушный интервал, у пациента смешанный тип тугоухости (нарушения и в среднем и во внутреннем ухе). Если костное звукопроведение повторяет воздушное, то это сенсоневральная тугоухость . Однако при определении костной звукопроводимости необходимо помнить, что низкие частоты (125Гц, 250Гц) дают эффект вибрации и исследуемый может принимать это ощущение за слуховое. Поэтому нужно критически относиться к костно-воздушному интервалу на данных частотах, особенно при тяжёлых степенях тугоухости (3−4 степени и глухоте).

Кондуктивная тугоухость редко бывает тяжелой степени, чаще 1−2 степень тугоухости. Исключения составляют хронические воспалительные заболевания среднего уха, после хирургических вмешательствах на среднем ухе , врожденные аномалии развития наружного и среднего уха (микроотии, атрезии наружных слуховых проходов ), а также при отосклерозе.

Рисунок 1 — пример нормальной аудиограммы: воздушная и костная проводимость в пределах 25 дБ во всём диапазоне исследуемых частот с обеих сторон.

На рисунках 2 и 3 представлены типичные примеры кондуктивной тугоухости: костное звукопроведение в пределах нормы (0−25дБ), а воздушное нарушено, имеется костно-воздушный интервал.

Рис. 2. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью.

Чтобы рассчитать степень тугоухости, складываем 4 величины — интенсивность звука на 500, 1000, 2000 и 4000 Гц и делим на 4, чтобы получить среднее арифметическое. Получаем справа: на 500Гц — 40дБ, 1000Гц — 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 45дБ, в сумме — 165 дБ. Делим на 4, равно 41,25 дБ. Согласно международной классификации, это 2 степень тугоухости. Определяем тугоухость слева: 500Гц — 40дБ, 1000Гц —— 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 30дБ = 150, разделив на 4, получаем 37,5 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. По данной аудиограмме можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость справа 2 степени, слева 1 степени.

Рис. 3. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью.

Аналогичную операцию выполняем для рисунка 3. Степень тугоухости справа: 40+40+30+20=130; 130_4=32,5, 1 степень тугоухости. Слева соответственно: 45+45+40+20=150; 150_4=37,5, что также является 1 степенью. Таким образом, можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость 1 степени.

Примерами сенсоневральной тугоухости являются рисунки 4 и 5. На них видно, что костная проводимость повторяет воздушную. При этом на рисунке 4 слух на правом ухе в норме (в пределах 25 дБ), а слева имеется сенсоневральная тугоухость, с преимущественным поражением высоких частот.

Рис. 4. Аудиограмма пациента с сенсоневральной тугоухостью слева, правое ухо в норме.

Степень тугоухости рассчитываем для левого уха: 20+30+40+55=145; 145_4=36,25, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: левосторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени.

Рис. 5. Аудиограмма пациента с двусторонней сенсоневральной тугоухостью.

Для данной аудиограммы показательным является отсутствие костного проведения слева. Это объясняется ограниченностью приборов (максимальная интенсивность костного вибратора 45−70 дБ). Рассчитываем степень тугоухости: справа: 20+25+40+50=135; 135_4=33,75, что соответствует 1 степени тугоухости; слева — 90+90+95+100=375; 375_4=93,75, что соответствует глухоте. Заключение: двусторонняя сенсоневральная тугоухость справа 1 степени, слева глухота.

Аудиограмма при смешанной тугоухости отображена на рисунке 6.

Рисунок 6. Имеются нарушения как воздушного, так и костного звукопроведения. Чётко определяется костно-воздушный интервал.

Степень тугоухости рассчитываем согласно международной классификации, которая составляет для правого уха среднеарифметическое значение 31,25дБ, а для левого — 36,25дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: двусторонняя тугоухость 1 степени по смешанному типу.

Сделали аудиограмму. Что потом?

В заключении следует отметить, что аудиометрия не является единственным методом исследования слуха. Как правило, для установления окончательного диагноза необходимо комплексное аудиологическое исследование, которое помимо аудиометрии включает акустическую импедансометрию, отоакустическую эмиссию, слуховые вызванные потенциалы, исследование слуха при помощи шёпотной и разговорной речи. Также в ряде случаев аудиологическое обследование необходимо дополнять другими методами исследования, а также привлечением специалистов смежных специальностей.

После диагностики слуховых нарушений необходимо решать вопросы лечения, профилактики и реабилитации больных с тугоухостью.

Наиболее перспективно лечение при кондуктивной тугоухости. Выбор направления лечения: медикаментозного, физиотерапевтического или хирургического определяется лечащим врачом. В случае сенсоневральной тугоухости улучшение или восстановление слуха возможно только при острой её форме (при продолжительности тугоухости не более 1 месяца).

В случаях стойкой необратимой потери слуха врач определяет методы реабилитации: слухопротезирование или кохлеарную имплантацию. Такие пациенты должны не реже 2 раз в год наблюдаться у сурдолога, а с целью профилактики дальнейшего прогрессирования тугоухости получать курсы медикаментозного лечения.

Аудиометрия – безопасная диагностика заболеваний уха

Аудиометрия ― метод определения восприимчивости ухом звуковых волн различных частот. Он используется в отоларингологии при подозрении на наличие патологий среднего уха. Исследование проводится с помощью аудиометра, иногда камертона. Нарушения слуха показываются на аудиограмме.

Когда показана процедура?

Врачи руководствуются этим способом не только в процессе выявления и лечения нарушений, но и в качестве профилактического метода.

Чаще всего необходимость в аудиоскрининге возникает при следующих состояниях:

  • воспалении среднего уха;
  • тугоухости на острой и хронической стадии;
  • отосклерозе;
  • при нарушении слуха;
  • болевом синдроме;
  • в качестве диагностического, с целью оценки подобранной терапии;
  • при подборе слухового аппарата.

Принцип действия

Что такое аудиометрия – это информативное обследование, позволяющее не только определить характер отклонений, но и причину, их вызвавшую.

Прибор состоит из двух воздушных телефонов, костного вибратора, кнопки ответа, микрофона. Кроме того, имеет вход для подключения аппаратуры.

Процедура может проводиться в специально оборудованной сурдокамере или в условиях относительной тишины.

Исследование основано на появлении слуховых ощущений при минимальном значении звука. Это называется порогом восприятия тона. Скрининг начинают с лучше слышащего уха.

Как подготовиться?

Аудиометрия слуха проводится в амбулаторных условиях. К ней не нужно готовиться пациенту, главным условием является наличие оборудования и условий для ее проведения. С обследуемым будет проведен инструктаж, а для контроля исследования врач общается с пациентом через специальный микрофон устройства.

Перед тестированием рекомендован осмотр наружного и среднего уха при помощи отоскопа. Противопоказаний для прохождения слухового обследования в отоларингологической практике нет.

Тональная пороговая аудиометрия представляет собой определение пороговой границы к звукам, подаваемым на разных частотах.

Результат оценивается в общепринятых единицах характера звука – децибелах. Когда проводится исследование аудиометрия слуха, расшифровка осуществляется в диапазоне до 100 — 110 дб. Это делает возможной диагностику резкого снижения слуха и предотвращает развитие глухоты.

В чем заключается тестирование?

Врач может использовать несколько техник аудиометрии. Выбор метода определяется в индивидуальном порядке. Способы проведения теста следующие:

  • Речевое тестирование заключается в оценке слуха на основании произнесения цифр на определенном расстоянии и в одной тональности. Этот способ самый простой и доступный.
  • Тональный метод осуществляется с помощью прибора аудиометра. На пациента надевают наушники, вибрирующее устройство генерирует разночастотные звуки. Человек нажимает на каждом этапе на кнопку. Таким способом определяют индивидуальный порог слышимости. В конце процедуры прибор выдает аудиограмму с показаниями костной и воздушной проходимости. Врач расшифровывает результат исследования и ставит возможный диагноз. Этим методом пользуются на всех этапах диагностики.

  • Камертон, в сравнении с аудиометром, не дает точных параметров. Однако он может использоваться для оценки слышимости отдельных частот. Его преимуществом, по сравнению с речевым способом, является подача тонов постоянной высоты. Во время определения остроты слуха камертоном звучит определенный временной отрезок. Характер колебаний меняется вместе с уменьшением силы звучания.

Чтобы определить причину нарушения слуха применяют специальные тесты. Среди них опыт Вебера, построенный на отличии в резонировании звука при различных патологиях. Его принцип действия заключается в установке камертона на теменную область. После этого у больного выясняют, каким ухом он лучше слышит. Дисбаланс восприятия звука приводит к возникновению звуковой отдачи в здоровое или лучше слышащее ухо.

Время проведения сеансов колеблется в зависимости от того, как проводится аудиометрия, используемого оборудования. Средняя продолжительность составляет 30 минут.

Тестирование является бесконтактным и безболезненным способом, абсолютно безопасным для пациентов.

Подробно о речевом тестировании

Принцип речевого метода заключается в использовании шепотной и громкой речи.

Шепот должен быть одной интенсивности. Для этого при произношении слов врач пользуется резервным воздухом.

Резервный воздух – это объем, который остается в легких после выдоха.

Характеристика вида

В непроницаемой комнате шепот слышен с расстояния – 20-25 метров. В условиях относительной тишины вариантом нормы считается способность услышать слова с 6-7 метров. По методике В. И. Воячека в процессе тестирования использовали две группы слов, отличающиеся своей частотой. В одну группу входили слова со звуками: м, р, в; гласными у, о.

В другой группе гласные а, и, э; все шипящие и свистящие звуки.

В случае плохого восприятия шепотной речи слух проверяют более громкой речью: от разговорной до усиленной.

Речевой метод целесообразно комбинировать с другими способами исследования для получения более точных результатов.

Высокочастотный тональный аудиоскрининг

По технике выполнения тональная аудиометрия – несложная процедура. На телефоне устанавливают частоту и меняют громкость звука. В результате высчитывается сила, при которой звук едва различим. Расшифровывается итог в децибелах в сравнении с показателями нормы.

Результаты исследования вписывают в специальный аудиометрический протокол в виде графика. По горизонтальной линии отражают частоту звука, по вертикальной – потерю слуха в принятых единицах измерения.

Кривые строятся отдельно для каждого уха. Это и есть аудиограмма в методе аудиометрия. Чтобы различать аудиограммы, используют специальные символы: точки и крестики. Воздушное проведение звука изображают сплошной линией, костного – пунктиром.

Знаете ли вы! Феномен ускоренного нарастания громкости называется надпороговой тональной аудиометрией. Для него характерна повышенная чувствительность к восприятию звуков в виде скачков.

Он встречается совместно с тугоухостью. Другими словами, если одно ухо воспринимает звук 50 дб, а другое — 15 дб, при увеличении громкости она выравнивается в обоих ушах. Только степень усиления должна быть различной.

Компьютерный скрининг-тест

Объективным методом исследования слуха является компьютерная аудиометрия. Ее точность обусловлена двумя факторами: неподвижностью пациента и применением современного оборудования. Этот метод может использоваться с грудного возраста.

Принцип действия основан на поэтапном погружении пациента в сон, получении импульсов мозга через прикрепленный электрод, передаче данных на монитор и автоматическом составлении графика.

При постановке диагноза специалист оценивает форму кривых, характеристики слуха на разных частотах. Длительность процедуры составляет около 2 часов.

Расшифровка пороговых обозначений нарушений слуха

После прохождения полной диагностики различают пять степеней отклонения от показателей нормы:

  1. Первоначальная слышимость, появляется чуть слышимый звук. В норме это происходит на частоте 5—10 дб.
  2. Если больной способен определить 20% всех услышанных слов – это второй порог. Располагается при 25—30 дб.
  3. При возможности различия 50% слов определен третий порог. У здоровых людей он находится на уровне 30—35 дб.
  4. Порог от 80% является четвертым по разборчивости. Располагается на уровне 35— 40 дб.
  5. 100% разборчивая речь. Пятый порог при варианте без нарушений слуха расположен на уровне 45—50 дб.
Читать еще:  Болит ухо и температура у ребенка первая помощь

Диагностически значимыми являются 1,3-4 пороги, так как важна функция начальной слышимости.

Почему нужно использовать аудиометрию?

Что это аудиометрия? С ее помощью измеряют степень остроты слуха. По диагностической ценности метод превосходит аналогичные способы, используемые в лор-практике. Исследование позволяет выявить степень отклонений и диагностировать плохой слух на ранних этапах. Экономия времени – немаловажный показатель, оценка исследования камертоном занимает дольше времени. Отсутствие противопоказаний дает возможность использовать его взрослому и ребенку.

Чтобы вовремя предотвратить развитие тугоухости в отоларингологии используют субъективные и объективные методы скрининга слуха. К объективным относят:

  • способ импедансной аудиометрии;
  • слуховых потенциалов;
  • отоакустической эмиссии.

Диагноз тугоухость требует проведения дифференциальных обследований для уточнения ее формы.

Минусы процедуры

Построение графика часто субъективно, поэтому могут возникать неточности в диаграмме. Для чистоты исследования пациенту желательно находиться в изолированном помещении, чтобы не мешали посторонние звуки. Больной должен понимать, что от правдивости его ответов зависит не только поставленный диагноз, но и назначение терапии. Но несмотря на эти формальности, метод является лучшим в сфере диагностики заболеваний уха.

Скрининг слуха ребенка

Аудиообследование слуха проводится еще в период новорожденности. Цель назначения: профилактическая и лечебная. Исследование проводят в следующей последовательности:

  1. В ушное отверстие помещается гибкий зонд, через который подаются звуковые колебания определенной частоты.
  2. В норме сигнал будет расслышан внутренним ухом, что вызовет ответные колебания.
  3. Подача импульса происходит через наконечник зонда, он измеряется и производится на экране.
  4. Аналогичным образом поступают со вторым ухом.

При получении неудовлетворительных результатов, исследования повторяют для чистоты исследования.

Биомпедансный скрининг используется для дифференциальной диагностики патологий слухового органа:

  • серозный и адгезивный отит;
  • туботит;
  • отосклероз.

Дети 3-7 лет

Аудиометрия у ребенка в возрасте от 3-7 лет проводится по аналогии со взрослой методикой, однако с игровой подачей. Такой подход помогает настроить ребенка, увлечь его процессом.

Одной из разновидностей игровой формы является двигательное обследование слуха. Во время ее проведения на звуковой раздражитель накладывают сигнальный рефлекс, раздражая рецептор интересными картинками. После нажатия кнопки прибора интенсивность звука снижается, так определяют пороги слуха различной частоты. Также, кроме картинок, могут применяться электроигрушки.

Речевой слух проверяют у ребенка следующим образом: говорят слово в наушники аппарата и просят нажать его на кнопку под картинкой, обозначающей это. В случае правильного ответа загорается сигнальная лампочка.

Если вы не знаете, что такое аудиометрия, проконсультируйтесь с врачом. Процедура может осуществляться в день назначения. На основании данных аудиограммы врач определяет искажения слуха и ставит предварительный диагноз. По результатам расшифровки графика кривых пациента направляют к сурдологу или ЛОРу для назначения терапии и постановки диагноза.

Стоимость обследования формируется под воздействием внешних факторов: выбора клиники, оборудования. В среднем, цена колеблется от 1500 рублей. Отзывы врачей и пациентов, использующих аудиометрию, положительные.

Проверка слуха у детей и методы диагностики

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие — к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга. Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.

Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно — от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

Новокрещеных Марина Валерьевна

Специалист по слуху в г. Ачинск. Более 1000 подобранных и настроенных слуховых аппаратов.

Аудиометрия – безопасная диагностика заболеваний уха

Аудиометрия ― метод определения восприимчивости ухом звуковых волн различных частот. Он используется в отоларингологии при подозрении на наличие патологий среднего уха. Исследование проводится с помощью аудиометра, иногда камертона. Нарушения слуха показываются на аудиограмме.

Когда показана процедура?

Врачи руководствуются этим способом не только в процессе выявления и лечения нарушений, но и в качестве профилактического метода.

Чаще всего необходимость в аудиоскрининге возникает при следующих состояниях:

  • воспалении среднего уха;
  • тугоухости на острой и хронической стадии;
  • отосклерозе;
  • при нарушении слуха;
  • болевом синдроме;
  • в качестве диагностического, с целью оценки подобранной терапии;
  • при подборе слухового аппарата.

Принцип действия

Что такое аудиометрия – это информативное обследование, позволяющее не только определить характер отклонений, но и причину, их вызвавшую.

Прибор состоит из двух воздушных телефонов, костного вибратора, кнопки ответа, микрофона. Кроме того, имеет вход для подключения аппаратуры.

Процедура может проводиться в специально оборудованной сурдокамере или в условиях относительной тишины.

Исследование основано на появлении слуховых ощущений при минимальном значении звука. Это называется порогом восприятия тона. Скрининг начинают с лучше слышащего уха.

Как подготовиться?

Аудиометрия слуха проводится в амбулаторных условиях. К ней не нужно готовиться пациенту, главным условием является наличие оборудования и условий для ее проведения. С обследуемым будет проведен инструктаж, а для контроля исследования врач общается с пациентом через специальный микрофон устройства.

Перед тестированием рекомендован осмотр наружного и среднего уха при помощи отоскопа. Противопоказаний для прохождения слухового обследования в отоларингологической практике нет.

Тональная пороговая аудиометрия представляет собой определение пороговой границы к звукам, подаваемым на разных частотах.

Результат оценивается в общепринятых единицах характера звука – децибелах. Когда проводится исследование аудиометрия слуха, расшифровка осуществляется в диапазоне до 100 — 110 дб. Это делает возможной диагностику резкого снижения слуха и предотвращает развитие глухоты.

В чем заключается тестирование?

Врач может использовать несколько техник аудиометрии. Выбор метода определяется в индивидуальном порядке. Способы проведения теста следующие:

  • Речевое тестирование заключается в оценке слуха на основании произнесения цифр на определенном расстоянии и в одной тональности. Этот способ самый простой и доступный.
  • Тональный метод осуществляется с помощью прибора аудиометра. На пациента надевают наушники, вибрирующее устройство генерирует разночастотные звуки. Человек нажимает на каждом этапе на кнопку. Таким способом определяют индивидуальный порог слышимости. В конце процедуры прибор выдает аудиограмму с показаниями костной и воздушной проходимости. Врач расшифровывает результат исследования и ставит возможный диагноз. Этим методом пользуются на всех этапах диагностики.
Читать еще:  Диагностика при заложенности ушей

  • Камертон, в сравнении с аудиометром, не дает точных параметров. Однако он может использоваться для оценки слышимости отдельных частот. Его преимуществом, по сравнению с речевым способом, является подача тонов постоянной высоты. Во время определения остроты слуха камертоном звучит определенный временной отрезок. Характер колебаний меняется вместе с уменьшением силы звучания.

Чтобы определить причину нарушения слуха применяют специальные тесты. Среди них опыт Вебера, построенный на отличии в резонировании звука при различных патологиях. Его принцип действия заключается в установке камертона на теменную область. После этого у больного выясняют, каким ухом он лучше слышит. Дисбаланс восприятия звука приводит к возникновению звуковой отдачи в здоровое или лучше слышащее ухо.

Время проведения сеансов колеблется в зависимости от того, как проводится аудиометрия, используемого оборудования. Средняя продолжительность составляет 30 минут.

Тестирование является бесконтактным и безболезненным способом, абсолютно безопасным для пациентов.

Подробно о речевом тестировании

Принцип речевого метода заключается в использовании шепотной и громкой речи.

Шепот должен быть одной интенсивности. Для этого при произношении слов врач пользуется резервным воздухом.

Резервный воздух – это объем, который остается в легких после выдоха.

Характеристика вида

В непроницаемой комнате шепот слышен с расстояния – 20-25 метров. В условиях относительной тишины вариантом нормы считается способность услышать слова с 6-7 метров. По методике В. И. Воячека в процессе тестирования использовали две группы слов, отличающиеся своей частотой. В одну группу входили слова со звуками: м, р, в; гласными у, о.

В другой группе гласные а, и, э; все шипящие и свистящие звуки.

В случае плохого восприятия шепотной речи слух проверяют более громкой речью: от разговорной до усиленной.

Речевой метод целесообразно комбинировать с другими способами исследования для получения более точных результатов.

Высокочастотный тональный аудиоскрининг

По технике выполнения тональная аудиометрия – несложная процедура. На телефоне устанавливают частоту и меняют громкость звука. В результате высчитывается сила, при которой звук едва различим. Расшифровывается итог в децибелах в сравнении с показателями нормы.

Результаты исследования вписывают в специальный аудиометрический протокол в виде графика. По горизонтальной линии отражают частоту звука, по вертикальной – потерю слуха в принятых единицах измерения.

Кривые строятся отдельно для каждого уха. Это и есть аудиограмма в методе аудиометрия. Чтобы различать аудиограммы, используют специальные символы: точки и крестики. Воздушное проведение звука изображают сплошной линией, костного – пунктиром.

Знаете ли вы! Феномен ускоренного нарастания громкости называется надпороговой тональной аудиометрией. Для него характерна повышенная чувствительность к восприятию звуков в виде скачков.

Он встречается совместно с тугоухостью. Другими словами, если одно ухо воспринимает звук 50 дб, а другое — 15 дб, при увеличении громкости она выравнивается в обоих ушах. Только степень усиления должна быть различной.

Компьютерный скрининг-тест

Объективным методом исследования слуха является компьютерная аудиометрия. Ее точность обусловлена двумя факторами: неподвижностью пациента и применением современного оборудования. Этот метод может использоваться с грудного возраста.

Принцип действия основан на поэтапном погружении пациента в сон, получении импульсов мозга через прикрепленный электрод, передаче данных на монитор и автоматическом составлении графика.

При постановке диагноза специалист оценивает форму кривых, характеристики слуха на разных частотах. Длительность процедуры составляет около 2 часов.

Расшифровка пороговых обозначений нарушений слуха

После прохождения полной диагностики различают пять степеней отклонения от показателей нормы:

  1. Первоначальная слышимость, появляется чуть слышимый звук. В норме это происходит на частоте 5—10 дб.
  2. Если больной способен определить 20% всех услышанных слов – это второй порог. Располагается при 25—30 дб.
  3. При возможности различия 50% слов определен третий порог. У здоровых людей он находится на уровне 30—35 дб.
  4. Порог от 80% является четвертым по разборчивости. Располагается на уровне 35— 40 дб.
  5. 100% разборчивая речь. Пятый порог при варианте без нарушений слуха расположен на уровне 45—50 дб.

Диагностически значимыми являются 1,3-4 пороги, так как важна функция начальной слышимости.

Почему нужно использовать аудиометрию?

Что это аудиометрия? С ее помощью измеряют степень остроты слуха. По диагностической ценности метод превосходит аналогичные способы, используемые в лор-практике. Исследование позволяет выявить степень отклонений и диагностировать плохой слух на ранних этапах. Экономия времени – немаловажный показатель, оценка исследования камертоном занимает дольше времени. Отсутствие противопоказаний дает возможность использовать его взрослому и ребенку.

Чтобы вовремя предотвратить развитие тугоухости в отоларингологии используют субъективные и объективные методы скрининга слуха. К объективным относят:

  • способ импедансной аудиометрии;
  • слуховых потенциалов;
  • отоакустической эмиссии.

Диагноз тугоухость требует проведения дифференциальных обследований для уточнения ее формы.

Минусы процедуры

Построение графика часто субъективно, поэтому могут возникать неточности в диаграмме. Для чистоты исследования пациенту желательно находиться в изолированном помещении, чтобы не мешали посторонние звуки. Больной должен понимать, что от правдивости его ответов зависит не только поставленный диагноз, но и назначение терапии. Но несмотря на эти формальности, метод является лучшим в сфере диагностики заболеваний уха.

Скрининг слуха ребенка

Аудиообследование слуха проводится еще в период новорожденности. Цель назначения: профилактическая и лечебная. Исследование проводят в следующей последовательности:

  1. В ушное отверстие помещается гибкий зонд, через который подаются звуковые колебания определенной частоты.
  2. В норме сигнал будет расслышан внутренним ухом, что вызовет ответные колебания.
  3. Подача импульса происходит через наконечник зонда, он измеряется и производится на экране.
  4. Аналогичным образом поступают со вторым ухом.

При получении неудовлетворительных результатов, исследования повторяют для чистоты исследования.

Биомпедансный скрининг используется для дифференциальной диагностики патологий слухового органа:

  • серозный и адгезивный отит;
  • туботит;
  • отосклероз.

Дети 3-7 лет

Аудиометрия у ребенка в возрасте от 3-7 лет проводится по аналогии со взрослой методикой, однако с игровой подачей. Такой подход помогает настроить ребенка, увлечь его процессом.

Одной из разновидностей игровой формы является двигательное обследование слуха. Во время ее проведения на звуковой раздражитель накладывают сигнальный рефлекс, раздражая рецептор интересными картинками. После нажатия кнопки прибора интенсивность звука снижается, так определяют пороги слуха различной частоты. Также, кроме картинок, могут применяться электроигрушки.

Речевой слух проверяют у ребенка следующим образом: говорят слово в наушники аппарата и просят нажать его на кнопку под картинкой, обозначающей это. В случае правильного ответа загорается сигнальная лампочка.

Если вы не знаете, что такое аудиометрия, проконсультируйтесь с врачом. Процедура может осуществляться в день назначения. На основании данных аудиограммы врач определяет искажения слуха и ставит предварительный диагноз. По результатам расшифровки графика кривых пациента направляют к сурдологу или ЛОРу для назначения терапии и постановки диагноза.

Стоимость обследования формируется под воздействием внешних факторов: выбора клиники, оборудования. В среднем, цена колеблется от 1500 рублей. Отзывы врачей и пациентов, использующих аудиометрию, положительные.

Как проводятся исследования слуха?

Есть множество методик для исследования слуха. Некоторые из них нашли применение только для научных исследований и не вошли в рутинную практику. Здесь я расскажу о тех исследованиях, которые широко распространены и доступны в Симферополе, Крыму.

Начну я с методов, которые используются для исследования слуха как у взрослых, так и у детей.

Первое, с чего начнет аудиометрист – это определение расстояния, с которого человек слышит и разбирает шепотную и разговорную речь. Делается это отдельно для каждого уха. Взрослых просят повторить произнесенные аудиометристом двузначные числа, для детей раннего возраста используют знакомые им названия животных, объектов и т.д. В норме шепотная речь воспринимается с расстояния 5-6 метров и более, разговорная – 20 метров и более.

Камертональные тесты – используются для определения типа нарушения слуха. Нет смысла описывать методику проведения – специалист вам все подробно объяснит при необходимости. Нужно будет сообщать при каком положении и/или в каком ухе громче слышно звук камертона. Дети раннего и младшего возраста, естественно, такие тесты выполнить не могут.

Аудиометрия – один из самых информативных методов. Она позволяет определить вид, степень потери слуха, а также ответить на множество других вопросов. На самом деле аудиометрия бывает разная. В Симферополе и Крыму чаще всего используют пороговую тональную аудиометрию, для простоты будем называть просто – «аудиометрия». При помощи воздушных телефонов («наушников») и костного телефона («вибратор», размещается за ухом) определяется какой самый «тихий» звук на разных частотах может услышать человек. Исследуемого просят нажимать кнопку, как только он услышит звук, даже едва уловимый. В результате формируется аудиограмма, которую уже интерпретирует врач. У детей используется игровая форма – например, ребенок кидает кубик в ведерко, когда услышит звук. Игровая аудиометрия возможна с 2,5-3-летнего возраста.

Импедансная аудиометрия, чаще в обиходе ее называют тимпанометрией. Строго говоря это не метод исследования слуха. Тимпанометрия нужна для определения состояния барабанной перепонки, барабанной полости, слуховых косточек, слуховой трубы, иногда лицевого нерва. Чаще пациент слышит следующее обоснование от ЛОР-врача назначения этого исследования – «нет ли жидкости за барабанной перепонкой?». Но на самом деле информативность тимпанометрии намного выше. Методика проведения очень простая – в ухо вставляется специальный «датчик», пациент ощущает чувство давления, разряжения, слышит звуки разной интенсивности. От исследуемого требуется соблюдать покой, не двигаться, не говорить, не глотать.
Вот, пожалуй, и все методы, используемые рутинно у взрослых. Далее продолжим обзор методов исследования слуха, применяемых в основном у детей, т.к. они далеко не всегда могут выполнять инструкции в силу своего возраста или развития.

Отоакустическая эмиссия – быстрый скрининговый тест. Для него нужно всего лишь несколько минут. Широко применяется для аудиологического скрининга в родильных домах. В ухо помещается «датчик» и через некоторое время на экране прибора виден результат. Очень важно, чтобы во время исследования соблюдалась тишина, ребенок не говорил, не кричал. Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) позволяет ответить только лишь на вопрос – есть проблема со слухом или нет, нужно ли дальше исследовать слух. Достоверность – более 90%. Это означает, что если результат теста – «ПРОШЕЛ», то на более чем 90% можно быть уверенным в нормальном слухе обследуемого человека.

КСВП, ASSR – объективные методы исследования, которые позволяют определить не только наличие нарушений слуха, но и их степень, вид, оценить состояние «нервных» элементов органа слуха. Обследование производится в состоянии естественного сна, у детей старше 12 лет возможно с закрытыми глазами, лежа, в состоянии покоя. Наркоз и медикаментозный сон в Симферополе и Крыму используется значительно реже, это обусловлено высокими рисками неблагоприятных последствий, отсутствием необходимой аппаратуры, лекарственных препаратов для точного дозирования и управления (собственно, такая ситуация в большинстве городов России, да и не в каждой клинике Москвы возможно произвести исследование под наркозом). Продолжительность весьма вариабельна, составляет от 5 до 60 минут в зависимости от того какое снижение слуха (при нормальном слухе достаточно 5-10 минут), на сколько крепко спит ребенок, набора задач, которые перед собой ставит врач.

КСВП, ASSR может выполняются даже у совсем маленьких детей, начиная с периода новорожденности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector