4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Болезни органов слуха у детей причины снижения слуха

Болезни слуха у детей

Каждый из нас хочет, чтобы его ребенок рос и развивался наравне со сверстниками. Для этого нужно, чтобы все органы и системы были в должной мере сформированы. Но бывают и такие ситуации, когда какой-то из органов чувств повреждается по той или иной причине. Это мешает малышу познавать мир и формироваться, как личности. Например, проблемы с органом слуха могут спровоцировать нарушение в формировании речи и дальнейшие проблемы с общением в социуме. Но при своевременной коррекции ли применении особенных методик развития, этих последствий можно избежать.

Нормальное развитие системы слуха

Анатомически наше ухо устроено гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Оно состоит из нескольких отделов, каждый из которых представлен целым рядом образований. Соответственно этому и развиваются они в эмбриональном периоде из разных зачатков ткани. Например, лабиринт закладывается в виде борозды в участке заднего мозга. Со временем он преобразуется в особый пузырек или отоцисту, который затем и трансформируется в лабиринт. А из мезенхимы, окружающей будущее внутреннее ухо, формируется нервная ткань.

Что касается среднего уха, оно образуется в период с четвертой по шестую недели эмбрионального развития. Его дистальная часть развивается в барабанную полость, а проксимальная в слуховую трубу.

Внешний отдел или наружное ухо образуется из эктодермы, в отличие от предыдущих частей. Эктодермальная ткань делится и формирует пластинку, которая превращается в слуховой проход и барабанную перепонку.

Причины снижения слуха у детей

Врожденное снижение слуха

Иногда закладка органов нарушается вследствие воздействия в этот момент агрессивного агента. В качестве такого может выступать ионизирующая радиация, некоторые лекарственные средства, обладающие тератогенным эффектом и вредные привычки. Вследствие этого нарушается не только внешний вид, но и функция органа слуха.

Самым частым пороком развития считается изменений формы, размера или локализации ушной раковины. К счастью, обычно это не влечет за собой снижение слуха. Хуже, когда затрагивается барабанная перепонка, слуховые косточки или звуковоспринимающая часть.

Следующей по частоте патологией является нарушение строения наружного слухового прохода. Он может быть удвоен или слепо заканчиваться. В последнем случае воздушная проводимость отсутствует, что вызывает потерю слуха. Но такой порок можно скорректировать, так как костная проводимость остается сохранной.

В ряде случае нарушается образование звуковоспринимающего аппарата. Тогда, когда повреждена нервная ткань или участок мозга, ответственный за восприятие слуха. Такие пороки труднее всего поддаются лечению.

Причины тугоухости у детей

Но не только пороки развития могут вызывать снижение слуха. Наследственные заболевания составляют хоть и значительную, но только часть причин развития патологии. Например, внутриутробная гипоксия также способна вызвать тугоухость у ребенка.

К другим причинам развития нарушения слуха уже после рождения ребенка относят:

  • Последствия черепно-мозговых травм. Дети стоят на первом месте в области бытового травматизма. К сожалению, иногда это заканчивается тяжелыми последствиями для их здоровья. В том числе, при повреждении отдела, воспринимающего нервные импульсы, может наступить значительное снижение слуха вплоть до его потери.
  • Прием лекарственных средств, оказывающих токсическое действие на слуховой нерв. Некоторые лекарственные средства, при их приеме оказывают неблагоприятное воздействие на слуховой нерв. Именно поэтому они противопоказаны до определенного возраста. Но бывают такие ситуации, когда опасность для жизни выше, чем риск развития побочных эффектов. В этом случае приходится назначать ототоксичное лекарство и надеяться, что побочный эффект не разовьется или слух снизится незначительно.
  • Последствия инфекционных заболеваний, вовлекающих в процесс нервную систему или конкретно слуховой нерв.
  • Увеличение аденоидных вегетаций. В этом случае они перекрывают глоточное отверстие слуховой трубы, что и вызывает снижение слуха.

Физиологические предпосылки

Главной предпосылкой развития тугоухости у детей является тот факт, что все системы у них не вполне сформированы. А делящиеся клетки всегда подвержены негативному воздействию гораздо сильнее, чем те, что уже дифференцированы. Поэтому любое агрессивное воздействие, которое не вызвало бы проблем у взрослого человека, у ребенка может спровоцировать необратимые повреждения.

Еще одной стороной этого вопроса является тот факт, что причины тугоухости у детей часто носят инфекционный характер. Воспалительные заболевания развиваются у детей раннего возраста в силу их анатомических особенностей. Слуховая труба у них более широкая и короткая, что провоцирует затекание слизи из носоглотки в ухо, и при любом ОРВИ с легкостью может развиться отит. А уже как следствие, формируется и снижение слуха.

Отиты и воспалительные заболевания

Любое воспаление сопровождается покраснением и отеком. Из-за сужения слуховой трубы и увеличения размера барабанной перепонки в результате болезни, может происходить снижение слуха.

Если острый процесс не лечить вовремя, то может сформироваться хронический отит. В этом случае происходит образование спаек, которые тянут на себя барабанную перепонку, не давая ей расправиться, что вызывает чувство заложенности и снижение слуха вплоть до его потери.

Но поражение ушей возникает не только при отитах, причиной могут стать и инфекционные заболевания, тропные к нервной ткани. Так, если беременная женщина переболеет краснухой в срок, когда формируется орган слуха у ребенка, он родится глухим. Это происходит потому, что вирус краснухи нарушает формирование слуховых косточек. И звук не проводится так, как должен.

Неблагоприятно влияют на слух и возбудители таких инфекций, как грипп или паротит. Они также способные повреждать нервную ткань, тем самым вызывая снижение слуха.

Симптомы

Распознать болезни органа слуха у детей раннего возраста не так-то просто. Они еще не умеют говорить о своих ощущениях и заболевание диагностируется далеко не своевременно. Но симптомы нарушения слуха являются достаточно характерными:

  • Отсутствие реакции ребенка на громкие раздражители
  • Позднее формирование речи и искажение произносимых звуков
  • Шум и заложенность в ушах у детей более старшего возраста
  • Постоянные просьбы повторить заданный вопрос

Внимание! Если ребенок в первые несколько месяцев жизни не начал вздрагивать от громких звуков, не поворачивает голову в сторону вашего голоса, обязательно сообщите об этом врачу!

Любой из этих симптомов является веским поводом для обращения к участковому педиатру. Если он обнаружит какие-то отклонения, то вовремя направит к специалисту. Чем раньше будет назначено лечение, тем эффективнее оно может быть.

Формы

В зависимости от того, какой из отделов поражен, выделяют несколько видов тугоухости.

  1. Сенсорная — наступает тогда, когда повреждаются волоски, отвечающие за восприятие звуковых колебаний.
  2. Сенсоневральная — возникает при поражении слухового нерва.
  3. Центрального генеза — формируется при нарушении работы слуховых центров.

Классифицируется снижение слуха и по другим признакам. Например, по остроте процесса: острое, подострое или хроническое течение. Или по степени тяжести течения заболевания: легкая, средняя или тяжелая.

Осложнения и последствия

Что касается последствий тугоухости, то они зависят от того, в каком возрасте и чем вызвано снижение слуха у вашего ребенка. При несвоевременной диагностике, основным последствием снижения слуха являются проблемы в развитии. Малыш плохо адаптируется к жизни в коллективе. Он поздно начинает говорить или не начинает совсем, испытывает трудности в школе и детском саду.

Главным осложнением является полная потеря слуха. Но к счастью, встречается это не часто. Всего около шести процентов заболевших в исходе приходят к двусторонней тугоухости.

Диагностика. Как и что нужно обследовать

Осматривать ребенка должен квалифицированный специалист.

Для того, чтобы диагностировать снижение слуха у ребенка, необходимо учитывать его возраст. Очень важно правильно собрать анамнез, выяснить, как проходила беременность, на каком сроке родился ребенок и какими заболеваниями успел переболеть малыш к данному моменту. Следующим аспектом является осмотр ушной раковины и отоскопия — это осмотр слухового прохода и барабанной перепонки в свете ЛОР-зеркала.

Применяют и инструментальные методы. Главным является аудиометрия. С помощью специального прибора определяют степень снижения слуха и то, на каких частотах оно наблюдается.

При помощи камертона можно установить нарушена ли звуковая проводимость, а импедансометрия позволит установить источник поражения.

Новейшие методы исследования

Медицина не стоит на месте, диагностика и лечение движется вперед. Специально для того, чтобы обследовать детей и других людей, которые не могут сказать о снижении слуха, используют слуховой ответ из ствола головного мозга и электрокохлеографию. Иногда дополнительно может потребоваться магнитно-резонансная томография, которая также стала использоваться сравнительно недавно.

Дифференциальный диагноз

Дифференциальную диагностику проводят между всеми видами причин развития тугоухости. Для этого проводят осмотр, собирают анамнез, назначают лабораторные и инструментальные методы обследования. Производят консультации всех специалистов: педиатра, невролога и ЛОР-врача.

Лечение. К кому обратиться?

Первым врачом, к которому вы обратитесь со своей проблемой — это участковый педиатр. Именно он назначит все необходимые обследования и первым заподозрит нарушение слуха на профилактических осмотрах. Как только это произойдет, ребенка направят на консультацию к другим специалистам, таким, как невролог и оториноларинголог. Они определят план дальнейших действий.

Лечение целиком зависит от того, чем вызвано снижение слуха. Если это воспалительный процесс, то на помощь придут антибактериальные препараты и антисептики для промывания. В случае, когда отит перешел в разряд хронических заболеваний, можно использовать физиолечение. Но обычно на этом этапе терапия малоэффективна.

При повреждении внутреннего уха, нарушении координации и головокружении хорошо помогают средства, улучшающие реологические свойства крови. А в случае поражения головного мозга зарекомендовали себя ноотропные препараты, но они эффективны только при длительном приеме.

При пороках развития органа слуха применяют хирургическое лечение и слуховые аппараты. Современные модели можно имплантировать таким образом, что они даже не будут заметны снаружи и обеспечат очень хорошее качество жизни.

Профилактика

Профилактировать снижение слуха очень просто. Вы можете избежать воспалительных изменений, соблюдая гигиену уха, и вовремя леча острые респираторные заболевания. Но вряд ли вы сможете повлиять на наследственные патологии и поражение головного мозга. Поэтому важно следить за течением беременности, вовремя проходить медицинские осмотры и своевременно делать прививки еще на этапе планирования. Все эти меры увеличат шанс на рождение здорового малыша.

Тугоухость — это не приговор. Миллионы людей живут с этой патологией и хорошо адаптируются в социуме. Но в любом случае, их жизнь становится немного труднее, чем у тех, кто не испытывает таких проблем. Поэтому своевременная профилактика и лечение заболеваний органов слуха позволит минимизировать риск развития тугоухости у ребенка. Внимательно следите за тем, как развивается ваш малыш, вовремя ли формируется его речь и реагирует ли он на звуки. Чем раньше будет заподозрено снижение слуха, тем больше шансов на правильное развитие и своевременное лечение.

Тугоухость у детей

Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Общие сведения

Тугоухость у детей — нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии. В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Классификация тугоухости у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Причины тугоухости у детей

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия. Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов. Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде. Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис. Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха. Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Читать еще:  Больно ли прокалывать уши пистолетом или иглой

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде. Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов. Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

Симптомы тугоухости у детей

Главная роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха. К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография. Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Лечение тугоухости у детей

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости. При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол). При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Прогноз и профилактика тугоухости у детей

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Снижение слуха у ребенка — причины и лечение

Слух — одна из важнейших функций нашего организма, играющая чуть ли не основную роль в развитии ребёнка. Посредством него маленький ребёнок учится познавать мир, для ребёнка старшего возраста он выступает инструментом коммуникации со сверстниками. Стопроцентный слух — это гарантия внимательности, лёгкости в усвоении нового материала и лёгкой обучаемости в принципе. Ухудшение функции слуха лишает малыша полноценно воспринимать мир, общаться с окружающими, а также замедляет его развитие.

Снижения слуховой способности встречаются в разном возрасте: нарушенный слух может проявиться даже при рождении. В любом случае, чтобы помочь грудному ребёнку или ребёнку старшего возраста, родителям нужно приложить максимум усилий, и обратиться к врачу при малейшем выявлении проблемы со слухом.

Умение слышать тесно взаимосвязано со становлением речи и интеллекта, поэтому чем раньше вы обратитесь к врачу и диагностируете снижение слухового восприятия у ребёнка, тем большая вероятность восстановить слух у ребёнка существует, а риск потерять слух сводится к минимуму.

Ребёнок и тугоухость

Снижение способности обнаруживать и понимать звуки в медицине называется тугоухостью — это частичная потеря слуха, когда окружающие звуки воспринимаются приглушённо. Иногда их бывает сложно разобрать.

Проблема снижения или отсутствия слуха в детском возрасте на сегодняшний день стоит очень остро. Статистика неутешительна: около десяти миллионов россиян страдают от снижения шумового эффекта и снижения восприимчивости к звукам. Причём большая часть заболеваний приходится на случаи ухудшения слуха у детей. Один малыш из тысячи уже рождается со снижением или потерей слуха.

Как уже отмечалось снижение или утрата слухового восприятия у ребёнка бывает врождённым и приобретённым.

Исходя из области расположения патологии, различают сенсоневральную, кондуктивную и смешанную тугоухость. Кондуктивная форма связана с нарушениями работы функций наружного и среднего уха. При сенсо-невральной форме происходит снижение функции слуховых рецепторов внутреннего уха. Это самый распространённый тип снижения способностей слышать — на его долю приходится около 90% всех случаев. Если сочетаются оба вида заболевания, мы говорим о смешанной форме данной патологии.

Степени тугоухости

Что же считается плохим слухом? Выделяют четыре степени тугоухости:

  1. Первая степень: человек воспринимает звуки от 25 до 40 децибелов (для сравнения, хороший слух — это способность воспринимать звуки до 20 децибелов). Шёпотная и удалённая речь воспринимается с трудом, но разговор воспринимается хорошо.
  2. Вторая степень: порог слышимости увеличивается до 55 децибелов. Шёпотная речь воспринимается на расстоянии не больше одного метра.
  3. Третья степень: значения децибелов увеличиваются до 70. Воспринимать шёпотную речь для ребёнка становится невозможным. Чтобы расслышать собеседника, нужно подойти к нему на расстояние один-два метра.
  4. Четвёртая степень: порог слышимости достигает 90 децибелов. Становится практически невозможно воспринимать речь окружающих.

При достижении порога слышимости более 90 децибелов, слух утрачивается полностью. Наступает глухота.

Снижение звуковосприятия ребёнка может начаться внезапно: при резком снижении слуха у ребёнка патология развивается за каких-то пару часов. При остром течении — слух ребенка ухудшается в течение одного месяца. Подострое снижение слуховой чувствительности возникает в течение одного — трёх месяцев. При хроническом течении — снижение слуховых способностей происходило более трёх месяцев.

Но снижение способности различать звуки у малыша — не повод бездействовать! Необходимо при первых же признаках нарушения слуха обратиться к грамотному оториноларингологу.

Факторы, приводящие к тугоухости

Слух может нарушиться в силу многих факторов. Причинами снижения слуха у детей могут выступать следующие факторы:

  • перенесённые беременной женщиной инфекционные заболевания во время беременности (корь, краснуха, грипп);
  • генетическая предрасположенность;
  • бесконтрольный приём будущей мамой антибактериальных препаратов и других лекарственных средств, противопоказанных во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы, полученные малышом во время родов;
  • серные пробки, расположенные в слуховом проходе и мешающие нормальному звукопроведению;
  • инородный предмет в ухе: малыши часто неудачно «экспериментируют» со своим телом и засовывают в уши посторонние предметы (части от игрушек, конструкторов, бусины);
  • причиной тугоухости у ребенка может стать инфекционное заболевание, например, отит или ринит; в данном случае у ребенка ухудшается слух временно, как правило, неприятный симптом проходит после полного выздоровления;
  • причиной ослабления слуха может стать черепно-мозговая травма, причем тугоухость может развиться не сразу, а по истечении определённого времени после повреждения;
  • заболевания верхних дыхательных путей (ринит, увеличенные аденоиды);
  • снижением звукового восприятия могут закончиться такие серьёзные инфекционные заболевания как скарлатина или корь;
  • травмы наружного уха, например, при засовывании в него зубочистки или любого другого острого предмета;
  • приём ототоксичных лекарственных препаратов также может закончиться снижением уровня слухового восприятия;
  • громкие звуки могут привести к акустической травме и спровоцировать в свою очередь тугоухость;
  • быстрым снижением слуха может со временем завершиться прослушивание громкой музыки в наушниках.

Малыш, при ограниченном слухе, не всегда сам может понимать, что у него проблема, поэтому родителям необходимо быть очень внимательными и при появлении первых тревожных «звоночков» нужно сразу же провести обследование ребёнка у ЛОР-врача.

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Как распознать тугоухость?

На родителях новорождённого лежит огромная ответственность. С первых дней жизни необходимо очень внимательно следить за реакцией малыша на громкие звуки, замечать, меняется ли его поведение во время речи мамы. Если у ребёнка наблюдается один из следующих признаков, необходимо проверить ребёнку слух:

  • у малыша отсутствует реакция на громкие звуки;
  • он не проявляет интереса к источнику звука, не поворачивается в его сторону;
  • до года не пытается произносить звуки и слова;
  • он не реагирует на собственное имя.

Как правило, когда малышу две — три недели от роду, родители как раз и замечают проблемы со звуковосприятием, если таковые имеются.

Обязательно нужно провести дополнительное обследование малыша, если его мама во время беременности перенесла инфекционные заболевания, будь то даже не острая форма отита или ринита, либо его ближайшие родственники страдали тяжёлой формой тугоухости.

Родителей детей старшего возраста должен насторожить тот факт, что ребёнок не отзывается на собственное имя, когда его зовут обычной интонацией, постоянно переспрашивает, разговаривает громче, чем обычно.

При развитии тугоухости ребёнок жалуется на звон и у шум в ушах, при просмотре телевизора постоянно увеличивает громкость.

Чтобы снизить риск развития глухоты при появлении первых симптомов тугоухости, нужно обязательно проконсультироваться с ЛОР специалистом.

Диагностика тугоухости

Восстановлением слуха занимается врач — оториноларинголог. На первом приёме врач осмотрит ребёнка, уточнит у родителей, какие симптомы проявляются в повседневной жизни, не беспокоят ли аденоиды. Затем проводится обследование несколькими методами:

  • аудиометрическое исследование — для определения остроты слуха;
  • тимпанометрия — на аппарате тимпанометре, для исследования функций элементов среднего уха, а также подвижности барабанной перепонки;
  • камертональное исследование — проводится с помощью специальных камертонов;
  • исследование вызванными потенциалами — проводятся маленьким детям во время сна, при невозможности провести вышеуказанные исследования;
  • оттоакустическая эмиссия — проводится стимуляция слухового нерва электрическими импульсами с целью проверки его реакции;
  • при необходимости назначаются дополнительные рентгенологические исследования (КТ-височных костей, МРТ головного мозга, рентгенологическое исследование височных костей по Щюллеру, Майеру, Стенверсу).

Лечение тугоухости

Как и с любым другим заболеванием, справиться с тугоухостью на начальной стадии гораздо легче. Обычно лечение включает целый комплекс терапевтических мероприятий, выбор которых зависит от причины, приведшей к болезни.

При кондуктивной тугоухости, вызванной отосклерозом, для восстановления подвижности слуховых костей ЛОР — врач может назначить операцию. Если в полости среднего уха скапливается секрет, в таком случае также может быть также показано хирургическое вмешательство — шунтирование барабанной перепонки. Если у пациента есть дефект барабанной перепонки хирург так же предложит операцию — мирингопластику, направленную на восстановление её целостности.

Если причиной снижения остроты слуха являются серные пробки, ЛОР проведёт необходимые процедуры по их удалению.

Если тугоухость проявилась как осложнение инфекционного заболевания, например, отита, необходимо устранить само воспаление: врач назначит антибактериальную терапию в зависимости от возраста ребёнка, и неприятные симптомы исчезнут после полного выздоровления.

Сенсоневральную тугоухость лечат преимущественно консервативными способами, включающими медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры и рефлексотерапию.

Если проблема врождённая и прогноз по восстановлению не утешителен, ЛОР врач рекомендует слухопротезирование — использование специального слухового аппарата. Его можно применять при достижении младенца шестимесячного возраста.

В особо тяжёлых случаях сенсоневральной тугоухости детям до трёх лет применяют кохлеарные импланты.

Уважаемые родители! Пожалуйста, помните, что избежать полной потери слуха, можно лишь вовремя обратившись к ЛОР–врачу!

Меры по профилактике

Профилактические меры должны начинаться прежде всего с периода беременности. Будущей маме необходимо тщательно следить за своим здоровьем и избегать мест скопления людей в период эпидемий.

Если малыш заболел — ни в коем случае не занимайтесь самолечением! Прежде чем дать малышу какое-либо лекарство, проконсультируйтесь с врачом, поскольку некоторые препараты могут быть ототоксичны и спровоцировать тугоухость.

При появлении инфекционных заболеваний или воспалительных процессов, не затягивайте с лечением, поскольку проблема часто проявляется как осложнение не до конца вылеченных заболеваний, таких как отит.

Как мы видим, проблема тугоухости в детском возрасте влечёт за собой серьёзные последствия для жизни малыша. И помочь ребенку, безусловно, можно, если вовремя обратиться в надёжную ЛОР–клинику.

В « ЛОР Клинике Доктора Зайцева» для лечения заболеваний мы используем авторские методики лечения и самое современное оборудование.

Высокие результаты в увеличении остроты слуха показывают аппараты «Аудитон» и «Трансаир — 07», которые чрезкожно, транскраниально, проводят микротоковую электростимуляцию волосковых клеток слухового нерва, и тем самым стимулируют наш слух, занимают поистине почётное место в арсенале нашей ЛОР-клиники.

Приём ведут высококвалифицированные профессионалы с большим практическим опытом работы.

Пожалуйста, записывайтесь на приём и приходите!

Читать еще:  В ухе как будто эхо при разговоре причины и лечение

Нарушения слуха у детей: основные виды и причины

Серная пробка как причина нарушения слуха

Одной из причин нарушения слуха у детей может являться серная пробка. Ушная сера, масса коричневого цвета из секрета сальных желез и отшелушившихся чешуек верхнего слоя кожи, образуется у каждого ребенка в индивидуальном количестве и не зависит от степени его чистоплотности. Наоборот, мать не должна пытаться извлечь серу из уха ребенка с помощью специальных палочек или каких-либо других предметов. Может возникнуть угроза, что комок серы попадет в слуховой проход, где может образовать пробку, которая в один прекрасный день затыкает слуховой проход и приводит к появлению острой тугоухости.

Это происходит, как правило, внезапно, в частно¬сти после купания или душа, то есть при проникновении в ухо воды, вызывающей разбухание массы ушной серы. Врач оказывает помощь, закапывая растворяющие пробку капли, промывая слуховой проход или извлекая из него пробку специальным инструментом.

Основные заболевания органов слуха детей

Боли в ухе в первую очередь вызывают подозрение на воспаление у ребенка среднего уха. Подтверждением этому могут являться температура и насморк. Иногда боли усиливаются до тех пор, пока не появится трещина в барабанной перепонке и не изольется беловатый, иногда с незначительной примесью крови, гной, после чего боль отступает.

Но речь также может идти о фурункуле в слуховом проходе, который, как показывает опыт, является причиной очень сильных болей. Можно помочь ребенку самостоятельно, поставив жаропонижающие или болеутоляющие свечки, затем закапать капли для носа (чтобы таким образом улучшить вентиляцию среднего уха), а позже попытаться поставить на ухо согревающие или охлаждающие компрессы.

Воспаление может распространиться на кости, расположенные за ухом, и вызвать в этом месте давящую боль, возможно также появление припухлости. Важно не упустить момент и начинать лечение этой болезни органов слуха у детей именно в этот момент, поскольку в дальнейшем могут возникнуть осложнения, в частности воспаление внутреннего уха, приводящее к глухоте, головокружению, рвоте, или воспаление мозговой оболочки (менингит).

Повторяющееся время от времени воспаление среднего уха дает повод для подозрений на такое заболевание органов слуха, как увеличенные глоточные миндалины («полипы») или слабость защитных сил организма (ослабление иммунитета). Дальнейшие действия должен определить врач-отоларинголог.

Ещё одна болезнь органов слуха у детей – оторея (выделения из уха). Она может протекать и без предварительной боли и начаться внезапно. Незамеченным может остаться появление трещины в барабанной перепонке или воспаление, в частности экзема внешнего слухового прохода.

Острые нарушения слуха у детей раннего возраста

Острое нарушение слуха у детей — достаточно необычная патология. У многих малышей оно продолжается очень долго, пока не выяснится, что нарушение перешло в хрони¬ческую форму (хроническое нарушение слуха).

Сразу же, как только стало заметно, что у ребенка неудовлетворительно происходит развитие речи или наблюдается задержка общего интеллектуального развития, следует провести основательное медицинское обследование органа слуха. Безусловно, трудно сделать однозначное заключение по данному поводу у груд¬ного ребенка, несмотря на то что можно проводить раннее лечение грудных детей старшего возраста. В настоящее время значительно усовершенствовались технические методы обследования, которые имеются в распоряжении лабораторий, исследующих речь и слух.

Определение способности ребенка слышать в настоящее время является одной из составляющих программы профилактического обследования. О нарушениях слуха можно говорить, в частности, в том случае, если ребенок не слышит речь, произнесенную шепотом на расстоянии меньше 4 м, или не реагирует на шум погремушки или связки ключей или на шорох бумаги.

Учитывая особенности нарушения слуха у детей, для терапии выбирают различные способы. К методам лечения можно отнести аденотомию (удаление увеличенных глоточных миндалин), интенсивное лечение с помощью антибиотиков, использование слухового аппарата, который работает по принципу костного звукопроведения для воспроизводства звука или имплантация миникомпьютера.

Врач решит вопрос о том, какой именно метод следует использовать в каждом конкретном случае.

При кохлеарном (улитковом) имплантанте пучок электродов проводится в улитку внутреннего уха. Через микрофон, который носят во внешнем ухе, принимаются внешние звуки, затем в речевом процессоре, который помещают в карман, звук преобразуется и проводится к передатчику, который находится на коже за ухом. Непосредственно под ним (под кожей) находится преобразователь, имеющий электронную связь со слуховой улиткой.

Тугоухость у детей

Наиболее распространенным видом нарушения слуха у детей является тугоухость, развившаяся вследствие заболеваний среднего уха или нарушений функции слуховой трубки, более редким является нарушение звуковосприятия (перцептивная, нейро-сенсорная тугоухость) внутреннего уха из-за перенесенной вирусной инфекции, в частности, кори, свинки или менингита, а также из-за пороков развития или травмы головного мозга.

Такое стойкое нарушение слуха у детей, как острая тугоухость, вплоть до полной глухота может быть обусловлено следующими причинами:

  • закупоркой внешнего слухового прохода разбухшей пробкой из ушной серы (например после купания и ныряния),
  • полной закупоркой каким-либо инородным телом (например размокшей горошиной),
  • острым воспалением среднего уха,
  • насморком с ограничением вентиляции слуховой трубы,
  • повреждением внутреннего уха из-за травмы черепа или из-за воспаления.

В любом случае не следует откладывать медицинское обследование.

Особенности развития и воспитания детей с нарушением слуха

Дети с нарушением слуха всегда развиваются по особому пути, ведь один из способов восприятия мира у них искажен или изолирован вовсе. Чтобы восполнить недостающую информацию, которую в норме ребенок получал бы из звуков, организм переключается на компенсаторный режим. Есть ряд особенностей воспитания, которые просто необходимо знать родителям, няням и воспитателям детей с нарушением слуха.

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у детей подразделяются на 3 большие группы:

  1. Наследственные, когда изначально изменена сама структура некоторых отделов уха, при этом имеется сочетание с дефектами развития других органов.
  2. Внутренние и внешние вредные факторы, которые вызвали нарушение развития органа слуха у плода без наследственной отягощенности. Это, например, тяжелые инфекции – токсоплазмоз, грипп, герпес, корь, скарлатина и туберкулез. В эту же группу относят травмы матери на раннем сроке гестации, прием антибиотиков, алкоголь, резус-конфликт.
  3. Заболевания, перенесенные в раннем возрасте здоровым при рождении ребенком – острый средний отит, корь, инфекционный паротит, грипп, аденоидные разрастания. Сюда же включают травмы – в результате ДТП и/или падения с высоты. Вред может нанести прием высоких доз антибиотиков – аминогликозидов, которые проявляют выраженное ототоксическое действие.

В некоторых случаях установить конкретную причину не удается, поскольку действуют несколько негативных факторов одновременно.

Меры по профилактике нарушений слуха у детей – правильное ведение беременности, избегание всевозможных вредных воздействий, здоровый образ жизни и тщательное выполнение советов педиатра по уходу за младенцем.

Диагностика слабослышащих детей

Первичное обследование проводится сразу же после рождения малыша. У детей до 2-летнего возраста в ответ на речь или звуки срабатывают безусловные реакции. В норме это приводит к тому, что голова поворачивается в сторону источника звука, малыш смеется и улыбается, начинает моргать глазами или зажмуриваться. Если родители этого не заметили, то показано посещение врача-сурдолога. Специалист окончательно определяет, есть ли отклонение и какова его природа.

Детям старше 2 лет, которые уже умеют разговаривать, называют слова из списка Неймана высокой и низкой частоты. Важно, что произносят их шепотом, средним и громким голосом, оценивая реакцию ребенка.

Диагностика детей с нарушениями слуха преследует 3 основные задачи:

  • оценить общий уровень развития ребенка;
  • определить остроту слуха;
  • проанализировать речевые навыки.

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха начинается с установления доверительного контакта между педагогом-психологом и ребенком. После беседы с родителями и маленьким пациентом специалист оценивает следующие параметры:

  • наличие признаков основного заболевания;
  • соответствие биологического возраста ребенка его уровню физического развития;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • согласованность и темп движений рук;
  • определение доминирующей руки;
  • оценка познавательной деятельности (мышление, воображение, концентрация внимания, память на ближайшие и отдаленные события).

Методики диагностики детей с нарушениями слуха включают в себя:

  • счет в прямом и обратном направлении;
  • запоминание простых слов и возможность их повторить;
  • называние предметов, изображенных на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и т.д.

Характеристика и классификация детей с нарушениями слуха

Чтобы педагогам удавалось добиваться оптимальных результатов обучения, на практике применяется классификация детей с нарушением слуха Рахили Марковны Боскис, учитывающая психологические особенности и педагогический подход. Выделяют следующие категории детей с нарушением слуха:

  1. Глухие дети и оглохшие рано – с врожденной тугоухостью или потерявшие слух до овладения речью. Без адекватного слухопротезирования не могут ни воспринять речь, ни научиться говорить. Можно научить читать слова по губам.
  2. Глухие, сохранившие речь – успели овладеть речью в раннем возрасте, слух потеряли позже. У них есть навыки речевого общения, но им необходимо длительное обучение с педагогами, чтобы речь не распалась. Важно развить слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие – могут самостоятельно овладеть простейшими речевыми навыками, но сложности в словесном общении требуют серьезной коррекционной работы.

Тщательное обследование ребенка позволит правильно оценить задачи умственного развития детей с нарушением слуха и следовать им, не тратя драгоценное время на то, что не принесет результата.

Дети с нарушениями слуха имеют отличительные черты развития. Для познавания внешнего мира в наибольшей степени задействован зрительный анализатор, особенно у неслышащих с рождения малышей. Однако зрительное восприятие имеет свои особенности. Ребенок воспринимает предметы на основе частных деталей и элементов, общие характеристики уходят на второй план. Поэтому перевернутая картина или машинка другого цвета вызывают уже некоторые трудности в узнавании.

В дошкольном возрасте доминирующее развитие органа зрения приводит к тому, что речь окружающих ребенок «понимает» по губам. Однако, чтобы этот навык сформировался, с дошкольником и школьником следует регулярно заниматься.

У детей с расстройствами слуха обострена кожная чувствительность. Они улавливают даже минимальную разницу в тактильных ощущениях. Это компенсаторная гипертрофия при недоразвитии одного из органов чувств, необходимая для познания внешнего мира.

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Особенности детей с нарушениями слуха различны в том или ином возрасте. В каждом отдельном случае выстраивается стратегия воспитания и обучения малыша в зависимости от того:

  • насколько сильно снижен слух;
  • есть ли дефекты речи;
  • проводилось ли лечение;
  • уровня психического развития ребенка.

До года у малышей зачастую отсутствуют какие-либо симптомы, поскольку они ведут себя так же, как другие дети – кричат, плачут. Однако особенности развития слабослышащих детей даже в этом возрасте присутствуют – агуканье и лепет начинается значительно позже, а плач ребенка безэмоционален и никак не меняется. На этом этапе очень важно поддержать потребность малыша в общении с мамой – ему необходимо знать, что она будет рядом, когда понадобится. Это, как и дальнейшее воспитание, влияет на нормальное психическое развитие детей с нарушением слуха.

Эмоциональный спектр у детей с расстройством слуха меньше – у них ярко выражены раздражительность и гнев. Но такие нюансы при верном поведении и воспитании корректируются. И тут важно общение – определяющий фактор развития личности детей с нарушением слуха. И если в младенчестве ребенку нужно общение с мамой и с членами семьи, то в дошкольном и школьном возрасте важны контакты с другими детьми и взрослыми, с окружающим миром, то есть социальная адаптация.

Общая характеристика детей с нарушением слуха дошкольного возраста – высокая подвижность. Такой активностью они реализуют свой исследовательский потенциал и лучше понимают мир вокруг. В частности, поэтому ограничивать их в самостоятельности нельзя, опекая и не предоставляя им никакой свободы действий. Такими действиями можно просто ограничить познавательное развитие детей с нарушением слуха. Возможность самостоятельного принятия решений и обучение заботе о себе напрямую стимулирует развитие интеллектуальных способностей ребенка, ответственность и волю.

Физическое развитие детей с нарушением слуха отличается от нормально слышащих. Это объясняется неполноценным функционированием вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вследствие этого нарушаются статические и двигательные функции, особенно у детей, плохо или совсем не слышащих с рождения. Такие малыши поздно начинают удерживать головку в вертикальном положении, долго не ходят. Возникают трудности с беганием, прыганием, лазанием.

Впоследствии навыки статики и ходьбы все же приобретаются. Однако они не совсем координированы, замедленны, ребенок боится высоты, хуже ориентируется в пространстве. Дети до 3 лет, которые плохо слышат, не могут сохранить статическое равновесие, шатаются, если стоят на одной ножке.

Исследователи выделяют еще ряд особенностей физического развития у малышей с нарушениями слуха:

  • шаркающая походка;
  • шаткость при ходьбе;
  • чрезмерная шумность при выполнении заданий и порученной работы;
  • рост и вес ниже среднестатистических;
  • слабость мышц и быстрая утомляемость;
  • мышечная гипотония;
  • повышенная потливость и другие вегетативные проявления.

Речь ребенка с нарушениями слуха формируется через сохраненные анализаторы. В первую очередь, это зрительный, затем кожный и двигательный.

У детей, у которых хоть в минимальной степени сохранен слух, можно сформировать речевые навыки. Они, как правило, имеют несколько искаженную форму – нарушается произношение и грамматическое построение предложения. Ребенку тяжело воспринимать речь окружающих и написанный кем-то текст.

Словарный запас детей с нарушениями слуха ограничен, причем как пассивная (восприятие речи), так и активная (использование речи) составляющая. Лучше всего понимаются те слова, которыми ребенок пользуется в жизни. Такие дети редко употребляют абстрактные слова (например, счастье, радость, скука), синонимы и слова, указывающие на части целого (например, шнурок от ботинка, пуговицы и рукава от рубашки).

Подобное развитие речи объясняется особенностями слухового восприятия:

  • ограниченный запас слов;
  • недостаточный речевой опыт;
  • способность расслышать только среднюю часть слова (начальные и конечные звуки воспринимаются с трудом).

Методы воспитания ребенка с нарушением слуха

Помощь психолога родителям детей с нарушением слуха просто необходима, особенно если они испытают шок от новости о глухоте или тугоухости. Самому ребенку, помимо поддержки родителей, также важна психологическая помощь, особенно если потеря слуха произошла уже в сознательном возрасте. Это позволит ему понять свою уникальность и особенности.

Воспитание глухих и слабослышащих детей проводится на протяжении всего дня. В детском саду и школе работа не прекращается ни на минуту – занятия проводятся в основном в игровой форме. С ребенком в домашних условиях должны общаться все члены семьи.

В зависимости от возраста, уровня развития речевых и познавательных навыков, применяются следующие методы воспитания детей с нарушением слуха:

  • наглядные – наблюдение за происходящим, рассматривание картинок, фильмов, книг, подражание образцу и т.д.;
  • словесные – рассказы, объяснения воспитателя/учителя, чтение беседа, выполнение просьб, детальные инструкции;
  • практические – игры, простейшие опыты, моделирование ситуации;
  • игровые – широко используются среди детей дошкольного возраста.
Читать еще:  Болят уши при простуде домашние средства

Реабилитация слабослышащих детей

Важное значение имеет причина проблем со слухом у ребенка – наследственный это недуг, врожденный или приобретенный. Если в первом случае глухота может генетически передаваться от родителей, то врожденная тугоухость может возникнуть ввиду дефекта внутриутробного развития, родовой травмы, болезни. Приобретенные патологии развиваются на фоне болезней и травм.

Нарушение слуха может быть разной степени: от легкой до полной глухоты. Тугоухость зачастую поддается лечению – хирургическому и медикаментозной терапии, корректировке с помощью слухового аппарата или слухового импланта. Очень важно вовремя обратиться к врачу, так как от этого часто зависит развитие ребенка. Например, чем раньше появились нарушения слуха, тем тяжелее проблемы с речью, а значит и с психологическим развитием. К тому же своевременная терапия в некоторых случаях помогает сохранить допустимый уровень слуха и научиться говорить. Маленькими пациентами с расстройствами слуха разной этимологии и тяжести занимается врач-сурдолог.

Нарушения слуха могут сопровождаться другими патологиями – слепотой, потерей речи, а также снижением активности и отсталостью в умственном развитии. Но во всех случаях дети с тугоухостью и глухотой поддаются обучению и развитию. Также нарушение слуха и умственная отсталость далеко не всегда сопровождают друг друга.

Родителям важно понимать, что несмотря на то, что они не могут получать информацию по одному из привычных нам каналов, дети с дефектами слуха могут быть успешны в учебе и далее в работе и карьере, занимаются спортом и творчеством, в том числе и музыкой. Сегодня не существует серьезных ограничений для дееспособности детей с нарушением слуха. Особенности общения и воспитания помогают реализоваться таким детям в полноценных личностей, ведь умственное и познавательное развитие детей с нарушением слуха отличается лишь методами передачи информации.

Слух – лишь один из органов чувств. И если у ребенка сохранилось зрение, возможность двигаться, вкусовые ощущения и обоняние, это дает ему возможность успешно развиваться как психологически, так и интеллектуально.

Для полноценного развития детей с нарушениями слуха важна коррекционная работа. Она позволяет обучать ребенка устной речи благодаря интенсивному вовлечению в процесс слухового анализатора. Именно на этом принципе основан профессиональный подход сурдопедагога.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха включает в себя несколько важных звеньев:

  1. Создание необходимой среды. Ребенок должен слышать речь (как можно больше). С ним много разговаривают, в помещении установлена звукоусиливающая аппаратура. Устная речь в общении должна стать доминирующей. Детей постоянно мотивируют для освоения речевых навыков.
  2. Комплексная слухоречевая диагностика. Важно выявить уровень развития слуха и речи, а также оценить сохраненные возможности, чтобы в будущем их развить в полном объеме. Проводится проверка произношения и понимания речи собеседника. Назначается адекватное слухопротезирование.
  3. Дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем функционирования органа слуха. Постоянный контроль над полученными результатами и перевод ребенка на следующую ступень обучения по мере развития речевых навыков, слухозрительного восприятия и т.д.
  4. Правильное планирование и постановка коррекционных задач для детей с нарушениями слуха с учетом этапов формирования слуховых представлений. Вначале это восприятие на слух, затем речевое различение, опознавание речи и распознавание на слух.

Правильно составленные и проводимые психолого-педагогические программы с детьми с нарушениями слуха – это залог наиболее полной социальной реабилитации ребенка, а значит, успешности его взрослой жизни.

Нарушения работы органов слуха у детей

Хоть раз в жизни, но каждый ребёнок сталкивался с каким-нибудь заболеванием органов слуха. От многих из них достаточно легко излечиться. Однако некоторые болезни органов слуха у детей могут закончиться осложнениями и отразиться на слуховой функции. Рассмотрим наиболее распространённые недуги наружного, среднего и внутреннего уха, которые при неблагоприятном течении нередко провоцируют развитие тугоухости или глухоты.

Виды болезней органов слуха

На сегодняшний день единой международной классификации всех патологий органов слуха не существует. Тем не менее многие практикующие врачи пользуются условным разделением на следующие основные категории:

  • Воспалительные болезни (отиты, мастоидиты, лабиринтиты и др.).
  • Врождённые аномалии развития.
  • Грибковые болезни (отомикоз).
  • Невоспалительные патологии (отосклероз, болезнь Меньера).
  • Травмы слухового аппарата.

Во избежание серьёзных последствий при первых признаках болезни органов слуха у детей настоятельно рекомендуется обратиться к врачу-отоларингологу.

Острый средний отит

Относится к воспалительным болезням, при которых поражаются структуры среднего уха. В структуре детской патологии считается одним из наиболее распространённых заболеваний. Кроме того, это самое частое осложнение острых респираторных вирусных инфекций у детей. Основными возбудителями болезни являются стрептококки, гемофильная палочки, стафилококки и др.

Клиническая картина, которая наблюдается при остром среднем отите:

  • Ощущение выраженной болезненности, заложенности и шума в поражённом ухе, нарушение слуха.
  • Пациент воспринимает свой голос только одним ухом (аутофония).
  • Новорождённые и грудные дети будут проявлять беспокойство, вскрикивать, ложиться на больную сторону, плохо спать, отказываться от вскармливания.
  • Температура поднимается до высоких цифр.
  • Если воспаление прогрессирует, боль усиливается, ещё больше ухудшается слух, нарастают симптомы интоксикации (головные боли, слабость, потеря активности, тошнота, рвота и т. д.).
  • Часто наблюдается отказ от еды, плачь и крики в ночное время.
  • В случае благоприятного течения отмечается постепенное разрешение воспалительного процесса и восстановление слуха.

В большинстве случаев постановка диагноза острый средний отит не представляет трудностей. Его выставляют на основании жалоб и клинического обследования пациента. Назначая курс лечения, врач рассчитывает ликвидировать воспалительные процессы в среднем ухе, нормализовать слух и общее состояние ребёнка. Если возраст пациента менее 2 года, а также при тяжёлом или осложнённом течении заболевания показана обязательная госпитализация.

На начальных этапах заболевания назначают ушные капли, которые оказывают местный противовоспалительный и обезболивающий эффекты (например, Отинум, Отипакс и др.). Некоторые специалисты рекомендуют местные антибактериальные препараты в виде ушных капель (Ципрофед, Отофа). Нестероидные противовоспалительные средства для подавления жара используют, когда температура повышается выше 39 °C (Парацетамол, Ибупрофен, Нимесулид).

Показания для применения системных антибактериальных препаратов:

  • Среднетяжёлое и тяжёлое течение болезни.
  • Дети, возраст которых менее двух лет.
  • Пациенты, имеющие иммунодефицитные состояния.

Учитывая возможный вид возбудителя острого среднего отита, антибиотик Амоксициллин будет выступать как препарат выбора. В качестве альтернативных лекарств задействуют макролиды нового поколения. Если отсутствует клинический эффект, назначают Амоксиклав и его аналоги, содержащие амоксициллин и клавулановую кислоту, или современные цефалоспорины. Продолжительность антибиотикотерапии в среднем колеблется от 7 до 12 суток. Оценивать эффективность антибактериальной терапии необходимо каждые 2—3 суток.

При остром среднем отите рекомендуется в курс лечения включать физиотерапевтические процедуры. В настоящее время достаточно часто назначают УВЧ-терапию, электрофорез, ультрафиолет и др. Если воспалительный процесс носит выраженный гнойный характер, могут использовать хирургическое вмешательство. Проводят парацентез (разрез) барабанной перепонки, чтобы обеспечить отток гноя и жидкости из полости среднего уха.

В случае необходимости к лечению привлекают дополнительных специалистов (аллерголога, иммунолога и др.). Если течение неосложнённое и проводится адекватная терапия, то прогноз обычно будет благоприятным. Наличие осложнений и отсутствия эффекта от лечения делают прогноз сомнительным.

Инородное тело в ухе

Обнаружение инородных тел (шарики, бусинки, косточки, батарейки и т. д.) в наружном слухом проходе у детей наблюдается довольно-таки часто. Оставляя мелкие предметы на виду у малыша, вы подвергаете его большому риску. Чтобы определить инородное тело в наружном слуховом проходе, врач проводит отоскопию (осмотр уха с помощью специальных инструментов). Существуют различные методики по очищению наружного слухового прохода:

    Когда отсутствует воспаление и признаки раздражения структур наружного уха, застрявший предмет удаляют, используя специальный инструмент (например, кюретку или изогнутый зонд).

Если удалось полностью удалить то, что ребёнок вставил себе в ухо, то наступает полное выздоровление. После успешно проведённой манипуляции в ухо на некоторое время вставляют тампон, пропитанный Гиоксизоном. Это комбинированный препарат, содержащий глюкокортикостероид и антибиотик. Вместе с тем при повреждении барабанной перепонки и невозможности высунуть инородное тело необходимо провести хирургическое лечение, которое выполняется с минимальной травматизацией.

Благодаря современному медицинскому оборудованию диагностику нарушений органов слуха у детей можно проводить практически с рождения.

Отомикоз

Относится к грибковым инфекциям. Характеризуется размножением плесневых и дрожжеподобных грибов на коже наружного и среднего уха (например, ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка и т. д.). Среди всех форм отитов грибковая инфекция у детей встречается в каждом четвёртом случае. Локализация патологического процесса определяет клиническую картину заболевания:

Отоларингологическое обследование даёт возможность заподозрить наличие грибкового поражения. Окончательный диагноз ставится на основании лабораторных методов исследования. Базовая терапия состоит из применения противогрибковых лекарственных препаратов (Кетоконазол, Флуконазол, Миконазол, Леворин и др.). Показан тщательный туалет ушей, заключающийся в удалении всех грибковых масс, скопившихся в наружном слухом проходе. При микотическом отите обработку полости среднего уха проводит врач, используя специальные антисептические растворы.

Рекомендуют применять местные противогрибковые препараты. Ватная турунда (узкий тампон), пропитанная антимикотическим лекарством, вставляется в поражённое ухо на несколько минут до пяти раз в сутки. Местное лечение продолжается в течение 3—4 недель. Физиотерапевтические процедуры при отомикозе противопоказаны. В случае развития осложнений (например, переход грибковой инфекции на внутреннее ухо), показана госпитализация. Ребёнок считается выздоровевшим, если отсутствуют симптомы заболевания и получены отрицательные результаты лабораторных исследований.

Лабиринтит

Острое или хроническое воспаление внутреннего уха называют лабиринтитом. Ответственность за развитие воспалительного процесса несут различные патогенные микроорганизмы. Чаще всего его вызывают стрептококки, стафилококки, пневмококки, туберкулёзная палочка и вирусы гриппа. Следует отметить, что в детском возрасте возникновение лабиринтита является результатом осложнения острого среднего отита. Типичная клиническая картина заболевания:

    При остром течении внезапно появляются сильные головокружения, тошнота, рвота.

Абсолютно все пациенты с подозрением на воспаление внутреннего уха подлежат госпитализации. Консервативная терапия включает применение антибактериальных препаратов. При этом учитывается чувствительность к возбудителю и способность проникать через гематолабиринтный барьер. Также назначают патогенетическую и симптоматическую терапию.

При гнойном лабиринтите показано хирургическое лечение. Удаляют гной из всех полостей уха. Если не удалить патологический очаг, выздоровления добиться практически невозможно. При осложнённой форме, когда гнойный процесс распространился на другие отделы черепа, выполняют удаление всего лабиринта. Срок нетрудоспособности составляет от 3 недель до 3 месяцев в зависимости от тяжести заболевания и восстановления вестибулярной функции.

Категорически не рекомендуется заниматься самолечением заболеваний слуха у детей.

Врождённые пороки развития

Как показывает клиническая практика, в последнее время участились случаи появления детей с врождёнными пороками развития различных органов, включая и слухового аппарата. В основном при врождённых дефектах отмечаются существенные нарушения слуховой функции, что сказывается на психическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Наибольший интерес представляют те аномалии наружного, среднего или внутреннего уха, которые вызывают нарушение слуха. По статистике, врождённые дефекты наблюдаются примерно у одного ребёнка на каждые 10 тысяч родов.

Чаще всего врождённые аномалии отмечаются при различных наследственных синдромах в сочетании с другими пороками. Например, для синдрома Конигсмарка характерно наличие недоразвития ушной раковины, атрезии наружного слухового прохода (заращение) и выраженной кондуктивной тугоухости (нарушение проводимости звука). Наследуется по рецессивному типу.

Используя современное медицинское оборудование, сегодня выявить врождённые проблемы со слуховым анализатором можно практически с рождения. Компьютерная и магнитно-резонансная томография даёт возможность подтвердить врождённые пороки развития основных анатомических структур среднего и внутреннего уха. Кроме того, при обнаружении наследственной патологии необходимо пройти медико-генетическое исследование и консультацию у врача, специализирующегося на челюстно-лицевой хирургии.

Основная цель лечения — улучшить слуховую функцию и устранить косметический дефект. Чтобы обеспечить более-менее нормальное речевое развитие у ребёнка, имеющего двустороннюю кондуктивную тугоухость, рекомендуют носить слуховой аппарат с костным вибратором. При наличии сформированного наружного слухового прохода можно использовать звукоусиливающий прибор.

Вместе с тем в большинстве случаев при врождённых пороках наружного и среднего уха обычно показано применение хирургических методов лечения (различные виды пластики). При наследственной патологии внутреннего уха задействуют слухопротезирование. В то же время проведённая косметическая коррекция дефектов, как правило, не удовлетворяет пациентов. Поэтому на протяжении достаточно длительного время с детьми, имеющими врождённые аномалии, должны работать профессиональные психологи и врачи-сурдологи.

При своевременно начатом лечении прогноз при большинстве приобретённых нарушений органов слуха у детей достаточно благоприятный.

Нейросенсорная тугоухость

Одна из форм нарушения слуха, когда наблюдается поражение отдела слухового анализатора, ответственного за восприятие звука (сенсорные клетки во внутреннем ухе, преддверно-улитковый нерв, корковые центры в головном мозге), называется нейросенсорной тугоухостью.

  • Ведущим симптомом является жалоба на то, что заметно снизился слух.
  • Нарушение слуха может отмечаться со стороны одного или обоих ушей.
  • Пациент ощущает шум в ушах.
  • Возможно присутствие вестибулярного синдрома (проблемы с равновесием, координацией и др.).

При подозрении на нейросенсорную тугоухость следует провести объективную аудиометрию, позволяющую определить локализацию поражения в звуковоспринимающем отделе слухового анализатора. Детально оценить состояние анатомических структур среднего и внутреннего уха можно с помощью компьютерной и магнитно-резонансной томографии. В случае развития острой или прогрессирующей нейросенсорной тугоухости показана экстренная госпитализация. Все лечебные мероприятия должны быть направлены на восстановление слуха. При наличии соответствующих показаний применение слуховых аппаратов допускается уже с первых лет жизни.

Медикаментозное лечение прописывает врач-специалист, учитывая текущее состояние пациента и первичную патологию, приведшую к развитию нейросенсорной тугоухости. К хирургическому вмешательству прибегают в случае обнаружения опухоли или для проведения кохлеарной имплантации. Также если наблюдается мучительный шум в ушах, могут задействовать оперативное лечение (например, удаление барабанного сплетения). Стоит отметить, что при своевременно начатом лечении приобретённой формы нейросенсорной тугоухости шансы восстановить слух достаточно высоки.

Отосклероз

Определённая часть проблем со слухом может быть связана с отосклерозом. Это хроническое заболевание, при котором патологический процесс локализуется во внутреннем ухе и приводит к обездвиживанию слуховых косточек. Отосклероз относится к прогрессирующим болезням, причину которой до сих пор установить не удалось. Поражение, как правило, носит двусторонний характер.

Снижение слуха и шум в ушах — это два основных клинических симптома заболевания. Диагноз выставляется на основании аудиологического обследования. При необходимости назначают консультацию у невролога. Улучшить слуховую функцию при отосклерозе позволяют современные слуховые аппарата, дающие возможность корригировать звукопроведение. По желанию пациента могут провести хирургическую операцию под названием стапедопластика, предполагающая протезирование слуховых косточек. Если патологический процесс во внутреннем ухе носит ограниченный характер, то прогноз в отношении слуховой функции будет относительно благоприятный.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector