1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Болезни слуха у детей

Нарушения работы органов слуха у детей

Хоть раз в жизни, но каждый ребёнок сталкивался с каким-нибудь заболеванием органов слуха. От многих из них достаточно легко излечиться. Однако некоторые болезни органов слуха у детей могут закончиться осложнениями и отразиться на слуховой функции. Рассмотрим наиболее распространённые недуги наружного, среднего и внутреннего уха, которые при неблагоприятном течении нередко провоцируют развитие тугоухости или глухоты.

Виды болезней органов слуха

На сегодняшний день единой международной классификации всех патологий органов слуха не существует. Тем не менее многие практикующие врачи пользуются условным разделением на следующие основные категории:

  • Воспалительные болезни (отиты, мастоидиты, лабиринтиты и др.).
  • Врождённые аномалии развития.
  • Грибковые болезни (отомикоз).
  • Невоспалительные патологии (отосклероз, болезнь Меньера).
  • Травмы слухового аппарата.

Во избежание серьёзных последствий при первых признаках болезни органов слуха у детей настоятельно рекомендуется обратиться к врачу-отоларингологу.

Острый средний отит

Относится к воспалительным болезням, при которых поражаются структуры среднего уха. В структуре детской патологии считается одним из наиболее распространённых заболеваний. Кроме того, это самое частое осложнение острых респираторных вирусных инфекций у детей. Основными возбудителями болезни являются стрептококки, гемофильная палочки, стафилококки и др.

Клиническая картина, которая наблюдается при остром среднем отите:

  • Ощущение выраженной болезненности, заложенности и шума в поражённом ухе, нарушение слуха.
  • Пациент воспринимает свой голос только одним ухом (аутофония).
  • Новорождённые и грудные дети будут проявлять беспокойство, вскрикивать, ложиться на больную сторону, плохо спать, отказываться от вскармливания.
  • Температура поднимается до высоких цифр.
  • Если воспаление прогрессирует, боль усиливается, ещё больше ухудшается слух, нарастают симптомы интоксикации (головные боли, слабость, потеря активности, тошнота, рвота и т. д.).
  • Часто наблюдается отказ от еды, плачь и крики в ночное время.
  • В случае благоприятного течения отмечается постепенное разрешение воспалительного процесса и восстановление слуха.

В большинстве случаев постановка диагноза острый средний отит не представляет трудностей. Его выставляют на основании жалоб и клинического обследования пациента. Назначая курс лечения, врач рассчитывает ликвидировать воспалительные процессы в среднем ухе, нормализовать слух и общее состояние ребёнка. Если возраст пациента менее 2 года, а также при тяжёлом или осложнённом течении заболевания показана обязательная госпитализация.

На начальных этапах заболевания назначают ушные капли, которые оказывают местный противовоспалительный и обезболивающий эффекты (например, Отинум, Отипакс и др.). Некоторые специалисты рекомендуют местные антибактериальные препараты в виде ушных капель (Ципрофед, Отофа). Нестероидные противовоспалительные средства для подавления жара используют, когда температура повышается выше 39 °C (Парацетамол, Ибупрофен, Нимесулид).

Показания для применения системных антибактериальных препаратов:

  • Среднетяжёлое и тяжёлое течение болезни.
  • Дети, возраст которых менее двух лет.
  • Пациенты, имеющие иммунодефицитные состояния.

Учитывая возможный вид возбудителя острого среднего отита, антибиотик Амоксициллин будет выступать как препарат выбора. В качестве альтернативных лекарств задействуют макролиды нового поколения. Если отсутствует клинический эффект, назначают Амоксиклав и его аналоги, содержащие амоксициллин и клавулановую кислоту, или современные цефалоспорины. Продолжительность антибиотикотерапии в среднем колеблется от 7 до 12 суток. Оценивать эффективность антибактериальной терапии необходимо каждые 2—3 суток.

При остром среднем отите рекомендуется в курс лечения включать физиотерапевтические процедуры. В настоящее время достаточно часто назначают УВЧ-терапию, электрофорез, ультрафиолет и др. Если воспалительный процесс носит выраженный гнойный характер, могут использовать хирургическое вмешательство. Проводят парацентез (разрез) барабанной перепонки, чтобы обеспечить отток гноя и жидкости из полости среднего уха.

В случае необходимости к лечению привлекают дополнительных специалистов (аллерголога, иммунолога и др.). Если течение неосложнённое и проводится адекватная терапия, то прогноз обычно будет благоприятным. Наличие осложнений и отсутствия эффекта от лечения делают прогноз сомнительным.

Инородное тело в ухе

Обнаружение инородных тел (шарики, бусинки, косточки, батарейки и т. д.) в наружном слухом проходе у детей наблюдается довольно-таки часто. Оставляя мелкие предметы на виду у малыша, вы подвергаете его большому риску. Чтобы определить инородное тело в наружном слуховом проходе, врач проводит отоскопию (осмотр уха с помощью специальных инструментов). Существуют различные методики по очищению наружного слухового прохода:

    Когда отсутствует воспаление и признаки раздражения структур наружного уха, застрявший предмет удаляют, используя специальный инструмент (например, кюретку или изогнутый зонд).

Если удалось полностью удалить то, что ребёнок вставил себе в ухо, то наступает полное выздоровление. После успешно проведённой манипуляции в ухо на некоторое время вставляют тампон, пропитанный Гиоксизоном. Это комбинированный препарат, содержащий глюкокортикостероид и антибиотик. Вместе с тем при повреждении барабанной перепонки и невозможности высунуть инородное тело необходимо провести хирургическое лечение, которое выполняется с минимальной травматизацией.

Благодаря современному медицинскому оборудованию диагностику нарушений органов слуха у детей можно проводить практически с рождения.

Отомикоз

Относится к грибковым инфекциям. Характеризуется размножением плесневых и дрожжеподобных грибов на коже наружного и среднего уха (например, ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка и т. д.). Среди всех форм отитов грибковая инфекция у детей встречается в каждом четвёртом случае. Локализация патологического процесса определяет клиническую картину заболевания:

Отоларингологическое обследование даёт возможность заподозрить наличие грибкового поражения. Окончательный диагноз ставится на основании лабораторных методов исследования. Базовая терапия состоит из применения противогрибковых лекарственных препаратов (Кетоконазол, Флуконазол, Миконазол, Леворин и др.). Показан тщательный туалет ушей, заключающийся в удалении всех грибковых масс, скопившихся в наружном слухом проходе. При микотическом отите обработку полости среднего уха проводит врач, используя специальные антисептические растворы.

Рекомендуют применять местные противогрибковые препараты. Ватная турунда (узкий тампон), пропитанная антимикотическим лекарством, вставляется в поражённое ухо на несколько минут до пяти раз в сутки. Местное лечение продолжается в течение 3—4 недель. Физиотерапевтические процедуры при отомикозе противопоказаны. В случае развития осложнений (например, переход грибковой инфекции на внутреннее ухо), показана госпитализация. Ребёнок считается выздоровевшим, если отсутствуют симптомы заболевания и получены отрицательные результаты лабораторных исследований.

Лабиринтит

Острое или хроническое воспаление внутреннего уха называют лабиринтитом. Ответственность за развитие воспалительного процесса несут различные патогенные микроорганизмы. Чаще всего его вызывают стрептококки, стафилококки, пневмококки, туберкулёзная палочка и вирусы гриппа. Следует отметить, что в детском возрасте возникновение лабиринтита является результатом осложнения острого среднего отита. Типичная клиническая картина заболевания:

    При остром течении внезапно появляются сильные головокружения, тошнота, рвота.

Абсолютно все пациенты с подозрением на воспаление внутреннего уха подлежат госпитализации. Консервативная терапия включает применение антибактериальных препаратов. При этом учитывается чувствительность к возбудителю и способность проникать через гематолабиринтный барьер. Также назначают патогенетическую и симптоматическую терапию.

При гнойном лабиринтите показано хирургическое лечение. Удаляют гной из всех полостей уха. Если не удалить патологический очаг, выздоровления добиться практически невозможно. При осложнённой форме, когда гнойный процесс распространился на другие отделы черепа, выполняют удаление всего лабиринта. Срок нетрудоспособности составляет от 3 недель до 3 месяцев в зависимости от тяжести заболевания и восстановления вестибулярной функции.

Категорически не рекомендуется заниматься самолечением заболеваний слуха у детей.

Врождённые пороки развития

Как показывает клиническая практика, в последнее время участились случаи появления детей с врождёнными пороками развития различных органов, включая и слухового аппарата. В основном при врождённых дефектах отмечаются существенные нарушения слуховой функции, что сказывается на психическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Наибольший интерес представляют те аномалии наружного, среднего или внутреннего уха, которые вызывают нарушение слуха. По статистике, врождённые дефекты наблюдаются примерно у одного ребёнка на каждые 10 тысяч родов.

Чаще всего врождённые аномалии отмечаются при различных наследственных синдромах в сочетании с другими пороками. Например, для синдрома Конигсмарка характерно наличие недоразвития ушной раковины, атрезии наружного слухового прохода (заращение) и выраженной кондуктивной тугоухости (нарушение проводимости звука). Наследуется по рецессивному типу.

Используя современное медицинское оборудование, сегодня выявить врождённые проблемы со слуховым анализатором можно практически с рождения. Компьютерная и магнитно-резонансная томография даёт возможность подтвердить врождённые пороки развития основных анатомических структур среднего и внутреннего уха. Кроме того, при обнаружении наследственной патологии необходимо пройти медико-генетическое исследование и консультацию у врача, специализирующегося на челюстно-лицевой хирургии.

Основная цель лечения — улучшить слуховую функцию и устранить косметический дефект. Чтобы обеспечить более-менее нормальное речевое развитие у ребёнка, имеющего двустороннюю кондуктивную тугоухость, рекомендуют носить слуховой аппарат с костным вибратором. При наличии сформированного наружного слухового прохода можно использовать звукоусиливающий прибор.

Вместе с тем в большинстве случаев при врождённых пороках наружного и среднего уха обычно показано применение хирургических методов лечения (различные виды пластики). При наследственной патологии внутреннего уха задействуют слухопротезирование. В то же время проведённая косметическая коррекция дефектов, как правило, не удовлетворяет пациентов. Поэтому на протяжении достаточно длительного время с детьми, имеющими врождённые аномалии, должны работать профессиональные психологи и врачи-сурдологи.

При своевременно начатом лечении прогноз при большинстве приобретённых нарушений органов слуха у детей достаточно благоприятный.

Нейросенсорная тугоухость

Одна из форм нарушения слуха, когда наблюдается поражение отдела слухового анализатора, ответственного за восприятие звука (сенсорные клетки во внутреннем ухе, преддверно-улитковый нерв, корковые центры в головном мозге), называется нейросенсорной тугоухостью.

  • Ведущим симптомом является жалоба на то, что заметно снизился слух.
  • Нарушение слуха может отмечаться со стороны одного или обоих ушей.
  • Пациент ощущает шум в ушах.
  • Возможно присутствие вестибулярного синдрома (проблемы с равновесием, координацией и др.).

При подозрении на нейросенсорную тугоухость следует провести объективную аудиометрию, позволяющую определить локализацию поражения в звуковоспринимающем отделе слухового анализатора. Детально оценить состояние анатомических структур среднего и внутреннего уха можно с помощью компьютерной и магнитно-резонансной томографии. В случае развития острой или прогрессирующей нейросенсорной тугоухости показана экстренная госпитализация. Все лечебные мероприятия должны быть направлены на восстановление слуха. При наличии соответствующих показаний применение слуховых аппаратов допускается уже с первых лет жизни.

Медикаментозное лечение прописывает врач-специалист, учитывая текущее состояние пациента и первичную патологию, приведшую к развитию нейросенсорной тугоухости. К хирургическому вмешательству прибегают в случае обнаружения опухоли или для проведения кохлеарной имплантации. Также если наблюдается мучительный шум в ушах, могут задействовать оперативное лечение (например, удаление барабанного сплетения). Стоит отметить, что при своевременно начатом лечении приобретённой формы нейросенсорной тугоухости шансы восстановить слух достаточно высоки.

Отосклероз

Определённая часть проблем со слухом может быть связана с отосклерозом. Это хроническое заболевание, при котором патологический процесс локализуется во внутреннем ухе и приводит к обездвиживанию слуховых косточек. Отосклероз относится к прогрессирующим болезням, причину которой до сих пор установить не удалось. Поражение, как правило, носит двусторонний характер.

Снижение слуха и шум в ушах — это два основных клинических симптома заболевания. Диагноз выставляется на основании аудиологического обследования. При необходимости назначают консультацию у невролога. Улучшить слуховую функцию при отосклерозе позволяют современные слуховые аппарата, дающие возможность корригировать звукопроведение. По желанию пациента могут провести хирургическую операцию под названием стапедопластика, предполагающая протезирование слуховых косточек. Если патологический процесс во внутреннем ухе носит ограниченный характер, то прогноз в отношении слуховой функции будет относительно благоприятный.

Нарушение слуха у детей

Слух – одна из важнейших способностей человеческого организма. Способность распознавать звуки является неотъемлемой частью нервно-психического и речевого развития ребенка.

Еще полвека назад нарушение слуха диагностировалось слишком поздно – после двух лет, когда проявления недуга были очевидны. Слабослышащие дети имели серьезную задержку речи и отличались от сверстников по развитию.

К счастью, в настоящее время в большинстве роддомов аудиологический скрининг стал обязательным в перечне обследования новорожденного.

По данным исследований, раннее начало коррекции нарушений слуха (до возраста 6 месяцев) в большинстве случаев дает благоприятный прогноз и обеспечивает нормальное речевое и психоэмоциональное развитие ребенка. Однако ранний скрининг не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний в будущем.

Именно поэтому важно, чтобы родители были достаточно информированы и обращали внимание на нарушение слуха и заболевания уха у детей.

Актуальность проблемы потери слуха у детей

Согласно данным ВОЗ, почти 32 миллиона детей по всему миру имеют проблемы со слухом, приводящие к инвалидности. То есть пять детей из тысячи рождаются глухими или теряют слух после рождения.

60% случаев потери слуха в детском возрасте можно избежать с помощью профилактических мер. Это объясняет большой интерес общественного здравоохранения к проблеме профилактики заболеваний органа слуха у детей.

Причины снижения слуха у детей

В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха. Выделяют:

  • Кондуктивную тугоухость, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего кондуктивная тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции;
  • Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются импланты среднего уха или кохлеарные импланты;
  • Смешанный тип тугоухости сочетает в себе кондуктивный и нейросенсорный тип.

Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:

  1. Аутосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при условии ее наличия у обоих родителей.
  2. Аутосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15% генетической тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие определенный генетический синдром.
  3. Спонтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.
Читать еще:  Как ухаживать за мочками после прокола

Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:

  • внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
  • гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
  • сахарный диабет у матери;
  • прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов, обладающим ототоксичным влиянием на плод: некоторые антибиотики (группы аминогликозидов, гликопептидов), некоторые обезболивающие и противовоспалительные средства (диклофенак натрия), транквилизаторы и антидепрессанты, препараты для лечения злокачественных новообразований и туберкулеза. Назначение данных медикаментов – это всегда взвешенное и необходимое решение. Они используются лишь в тех случаях, когда польза для матери значительно превышает вероятность возникновения осложнений у плода;
  • преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
  • злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.

Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.

Слуховая труба ребенка более короткая и широкая. Такая особенность обуславливает быстрое распространение воспаления из ротоглотки к среднему уху. Накапливающийся в барабанной полости экссудат нарушает звукопроведение и приводит к временному снижению остроты слуха у ребенка. Это явление часто не требует особых вмешательств, а только лишь лечения основного инфекционного заболевания. Однако частые рецидивирующие и хронические отиты могут стать причиной стойкой тугоухости.

Факторами развития перманентного снижения слуха у детей старше месяца являются:

  • перфорация барабанной перепонки вследствие травмы или инфекции;
  • прогрессирующий отосклероз, например, при болезни Меньера;
  • осложнения некоторых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидпаротит, коклюш, а так же как следствие менингита;
  • прием ототоксичных лекарственных препаратов в возрасте до 2 лет;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • хронический или рецидивирующий средний отит;
  • длительное воздействие шума, приводящее к шумовой потере слуха;
  • воздействие пассивного курения.

Как определить у ребенка нарушение слуха?

Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.

Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?

  1. реагировать на громкие звуки;
  2. вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
  3. реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
  4. успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».
  1. улыбаться в ответ на обращение родителей;
  2. следить за игрушками, издающими звук;
  3. поворачивать голову к источнику знакомого звука;
  4. переход гуления в лепет;
  5. начинает понимать связь между жестами и речью.
  1. реагирует на свое имя;
  2. пытается издавать или издает жужжащие звуки;
  3. повторяет простые звуки или слова;
  4. понимает и выполняет основные команды;
  5. использует голос для привлечения внимания.
  1. использует достаточное количество простых слов для общения;
  2. знает и показывает части тела;
  3. знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
  4. с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
  5. выполняет команды;
  6. указывает на предметы, которые называет взрослый.

Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело, и рассказать об этом взрослому.

Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста.

  • Возникают трудности в понимании речи других людей;
  • Не сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
  • Появились проблемы с речью;
  • Неправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
  • Когда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
  • Внезапно появились проблемы с учебой;
  • Есть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
  • Жалуется на боль или шум в ушах;
  • Есть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
  • Часто переспрашивает;
  • Очень внимательно следит за мимикой и губами говорящего.

Методы лечения нарушения слуха у детей

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.

Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.

Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени. Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости. При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.

Слуховые аппараты – один из методов коррекции слуха. В настоящее время существует большое множество слуховых аппаратов для детей. Они почти незаметны, просты в применении даже самими маленькими пациентами, их не так просто удалить из уха, что является полезной функцией при использовании детьми до 3 лет.

Кохлеарные импланты – специальные устройства, используемые в лечении нейросенсорной тугоухости. Хирургическим способом кохлеарный имплант помещается во внутреннее ухо и с помощью электрических импульсов стимулирует слуховой нерв. Современные производители выпускают устройства, подходящие для детей и не доставляющие дискомфорта при носке.

Костные слуховые аппараты – метод выбора для коррекции слуха у детей с врожденными пороками развития органа слуха, такими как микротия или атрезия слухового прохода. Также костные слуховые аппараты подходят для детей с односторонней глухотой.

Вспомогательные слуховые устройства такие, как FM-системы позволяют решить проблему с плохой акустикой и фонового шума. Чаще всего такие устройства для слабослышащих используются в специализированных классах и школах для детей с нарушениями слуха. FM-система представляет собой микрофон, находящийся на груди учителя и передающий звуковой сигнал непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты учеников.

Логопедическая помощь необходима почти каждому ребенку с нарушением слуха. Грамотный специалист позволит решить проблемы с речью, возникшие в результате тугоухости на том или ином этапе развития, адаптирует ребенка к обществу и улучшит качество его жизни.

Обучение детей с нарушением слуха

В современном мире почти каждый населенный пункт имеет специализированный класс или целую школу для детей с проблемами слуха. Если какое-то время ребенок посещал обычный класс, то переход от стандартного обучения к специализированному должен быть мягким и не травматичным для развивающейся психики.

Нарушения слуха у детей: основные причины развития, классификация и способы лечения

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий. Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций. Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода. Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга. Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки. Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов. Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

СтепеньГромкостьХарактеристика
ПерваяСнижение слуха не превышает 50 дБРечевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
ВтораяПотеря слуха от 50 до 70 дБКоммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
ТретьяПотеря слуха более 70 дБПроисходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

СтепеньВосприятие громкости
ПерваяСнижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая40-55 дБ
Третья55-70 дБ
Четвертая70-90 дБ
ГлухотаБолее 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.

Строение слухового аппарата

Классификация Боскис

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения. Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи. Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи. У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать. Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Читать еще:  Как и чем лечить кандидоз уха

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

КатегорияХарактеристика
ГлухиеСамостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
СлабослышащиеРебенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е. у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи). Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Признаки

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу. Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е. имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.). В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха. Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

Что делать если ребенок плохо слышит или особенности детей с нарушением слуха

Важной функцией организма человека выступает слух, так как с самого рождения он играет важную роль в жизни человека. Слуховая способность – основа развития ребенка. Нарушение слуха классифицирует по уровню его отсутствия, и от степени выраженности зависит способ решения проблемы. Выделяют тугоухость (встречается редко у детей, характеризуется полным отсутствием слуха) и глухоту, которые ребенок приобретает либо со временем, либо наследственно, либо при рождении. При первых признаках такого дефекта у малыша, родителям необходимо принять срочные меры, так как от восприятия звуков зависит дальнейшее становление интеллекта и умение разговаривать.

Причины

Для того чтобы определить метод лечения патологии, необходимо определить причину ее формирования. Существует множество причин нарушения слуха у детей, рассмотрим наиболее распространенные:

  • Если женщина в период беременности переболела инфекционным заболеванием, например грипп, корь или краснуха.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Если беременная женщина регулярно употребляла препараты, с антибактериальным эффектом или которые не рекомендовалось употреблять будущим мамам.
  • Если при рождении малыш получил травму.
  • Постоянное попадание влаги в слуховой проход, из-за чего может начаться воспалительный процесс.
  • По причине того, что роды начались преждевременно.
  • В ушке у малыша образовалась серная пробка или присутствует инородный предмет.
  • Осложнение после тяжелых инфекционных заболеваний.
  • Если малыш болеет ринитом или у него увеличены аденоиды.
  • Пребывание в местах с громкими звуками, постоянное использование наушников, прослушивание с помощью них громкой музыки.

Частым случаем является то, что малыш плохо слышать после перенесения отита. Такой дефект является временным. Если у ребенка отит, и он плохо слышит, не пугайтесь, данное явление – временно и проходит с полным выздоровлением. Если ребенок стал плохо слышать после простуды, то это говорит о том, что она привела к осложнениям, как правило, к ранее рассмотренному отиту. Такие последствия говорят о неправильном или некачественном лечении и требуют немедленной консультации с врачом.

Частым и опасным явлением выступает потеря слуха из-за аденоидов. При воспалении носоглоточных миндалин меняется давление в ушной полости, что и провоцирует развитие дефекта. Детей с нарушением слуха обязательно необходимо повести на осмотр к врачу для выявления причины патологии и определения способа ее устранения.

Особенности детей с нарушением слуха

Нарушение слуха у детей с первых дней жизни сложно сразу определить. Родителям нужно сразу обращать внимание на то, как малыш реагирует на громкие звуки или обращение мамы к нему.

Существует несколько ключевых моментов, которые указывают на то, что у ребенка присутствует отклонение:

  1. До года ребенок еще не попытался издать звук или произнести слово;
  2. Малыш не воспринимает обращение к нему;
  3. Пассивно реагирует на резкие громкие звуки;
  4. Малыш не обращает внимания на источник, что воспроизводит звук.

Если в период беременности женщина переболела тяжелым инфекционным заболеванием или кто-то из родственников имел тугоухость, то малыша необходимо обследовать, чтобы исключить риск неприятных последствий, так как от этого зависит дальнейшее развитие речи у детей и их умственное развитие.

Если ребенку более трех лет, обратите внимание на то, как часто он переспрашивает или как реагирует на обращение к нему обычной интонацией. Кроме того, при развитии данной патологии малыши жалуются на шум в ушах.

В школе детям с частичной слуховой недостаточностью тяжело учиться в школе (информация воспринимает с трудом). Поэтому не оставляйте незамеченным успеваемость малыша и уровень его утомляемости. Стоит отметить, что при рассматриваемом дефекте обостряется восприятие других факторов, например, восприятие освещенности или колебание воздуха.

Существует два вида нарушения слуха у детей – глухота и тугоухость. Под первым видом понимается частичная потеря слуха, а под вторым – полная. По классификации стойких нарушений слуха у детей, опираясь на критерий Неймана, нарушения делятся на три степени.

Первая – снижение слышимости до 50 дБ, вторая – до 70 дБ, третья – свыше 70 дБ. Первая степень выражается в том, что малыш не слышит на расстоянии более двух метров, но вблизи речь воспринимает нормально.

Вторая степень характерна тем, что ребенок не слышит на расстоянии более метра, а третья – тем, что звуки и разговор малыш слышит не разборчиво. Кроме того, существует классификация детей с нарушением слуха. К первой группе относятся малыши, которые воспринимают частоты до 250 Гц, ко второй – до 500Гц, к третьей – до 1000 Гц, к четвертой – до 2000 Гц.

Диагностика

При первых симптомах патологии, малыша необходимо повести на консультацию к отоларингологу. Первым делом специалист проведет осмотр малыша и задаст необходимые вопросы родителям. Далее, как правило, ребенка направляют на следующие обследования:

  • Обследование звукопроизношения детей;
  • Определяется острота слуха с помощью аудиометрического исследования;
  • Стимулируется слуховой нерв с помощью оттоакустиечской эмиссии, чтобы проверить его реакцию;
  • Проверяется подвижность барабанной перепонки и функции среднего уха с помощью тимпанометрии.

Кроме того, существуют дополнительные обследования, например, МРТ, КТ или рентгенологическое исследование височных костей.

Лечение

Чаще всего у детей встречается кондуктивная тугоухость, которая развивается параллельно с ОРЗ, продолжительным насморком или отитом. Кроме того, малыш может постоянно переспрашивать из-за сернистого образования в его ухе или присутствие постороннего предмета в слуховом проходе. В таком случае устранение причины патологии – решение проблемы со слухом.

В более тяжелых случаях, например, негативные изменения барабанной перепонки, требуется длительная реабилитация детей с нарушением слуха, так как такая патологии требует качественного и правильного лечения.

Если потеря слуха – врожденный дефект, то единственным выходом является применение слухового аппарата. Реабилитация детей с нарушением слуха с помощью данного метода может проводиться с первых дней жизни, поэтому важно вовремя выявить дефект. Чем раньше малыш начнет носить слуховой аппарат, тем более эффектной будет коррекция слуха. Рекомендовано применение с четырех месяцев, так как после девяти месяцев эффект будет хуже. Не бойтесь показывать малыша врачу, при наличии патологии требуется своевременное обращение в центр слухопротезирования. Чем раньше Вы поможете малыше, тем меньше риск, что у малыша будут проблемы в развитии. Стоит отметить, что свыше 80% случаев тугоухость развивается у детей в первые два года жизни (в период, когда малыш еще не начал говорить).

Слуховой аппарат подбирается индивидуально, поэтому важно провести качественное диагностическое исследование, которое поможет определить степень нарушения слышимости и ее тип. На основе аудиограммы проводится подбор и настраивание слухового аппарата. Обратите внимание, что от грамотности специалиста и серьезности подхода к выбору аппарата зависит развитие Вашего малыша. Популярность набрали аппараты «Трансаир – 07» и «Аудитон», они имеют лучшую эффективность и огромное количество положительных результатов в корректировке слуха у детей.

Профилактика

Рекомендовано начать применение профилактических действий еще до рождения малыша. Будущей маме нужно серьезно следить за своим состоянием здоровья, ограничить себя от времяпровождения в местах, где много людей, так как таким образом она подвергает себя риску заболеть.

Если Вы заметили, что у малыша проблемы со слухом, сразу же проконсультируйтесь с высококвалифицированным специалистом, ни в коем случае не прибегайте к самолечению, так как действия без присмотра врача могут только усугубить ситуацию. Не давайте ребенку медикаментозные средства без консультации отоларинголога, так как многие препараты наоборот могут только усилить развитие тугоухости.

Если у малыша наблюдается воспалительный процесс или инфекционное заболевание, важно вовремя начать лечение, так как потеря слуха часто выступает в роли осложнения в такой ситуации. Не до конца вылеченное заболевание – фактор, который влияет на формирование дефекта. Как видите, регулярная консультация с высококвалифицированным специалистом – ключевой момент в устранении риска того, что Ваш малыш будет страдать от нарушения слуха. Поэтому изначально подберите надежную клинику и компетентного врача.

Осложнения

Игнорирование появления каких-либо признаков нарушения слуха может привести к ускоренному развитию тугоухости или хроническому отиту. Первые симптомы изначально можно устранить, а при прогрессировании дефекта устранить его гораздо тяжелее, это может привести или к хирургическому вмешательству или полной потери слуха. Кроме того, в дальнейшем у ребенка начнутся проблемы в формировании речи, способности читать и в развитии других особенностей. Такая патология приведет к неуспеваемости в школе и отставании ребенка от своих сверстников в развитии.

Значит, на сегодняшний день существует множество методов своевременной диагностики дефекта с первых дней жизни малыша. Сейчас нарушение слуха – не приговор, такую патологию можно либо устранить полностью, либо с помощью специального аппарата повысить качество жизни ребенка.

Читать еще:  Аудиометрия способы диагностики аудиограмма слуха и ее расшифровка

Болезни слуха у детей

Согласно статистике, один из тысячи новорожденных не слышит, и в большинстве случаях родители и не догадываются, что виной этому — нарушение слуха, с которым ребенок появился на свет. К потере слуха у новорожденных детей могут привести множество факторов, но самые распространенные среди них следующие:
— в семье имеется наследственная предрасположенность к тугоухости. По статистике, 50% нарушений слуха имеют наследственный характер;
— ребенок родился раньше срока или весил при рождении меньше 1,5 кг;
— во время беременности мама болела гриппом, краснухой, герпесом, токсоплазмозом, цитомегаловирусом и другой опасной инфекцией;
— мама во время беременности длительное время принимала ототоксичные антибиотики, мочегонные средства и другие препараты. Например, эритромицин, гентамицин и канамицин;
— ребенок сразу после рождения не смог самостоятельно вздохнуть или получил во время родов внутричерепную травму.?

Причинами же потери слуха у детей более старшего возраста служат в основном недолеченные воспалительные заболевания среднего уха — острый и хронический отит, осложнения после гриппа, кори, свинки, менингита, длительный и неграмотный прием определенных лекарственных средств, черепно-мозговые травмы.

Вообще, дети с нормальным слухом должны слышать негромкую разговорную речь с расстояния не менее 5 метров, громкую речь — с расстояния 20 метров. Если же ребенок хорошо слышит, что говорят, лишь с расстояния 2-3 метров, то это свидетельствует о его тугоухости и требует немедленного обследования у врача — сурдолога.

К сожалению, тугоухость лечить медикаментозно в большинстве случаях бесполезно. В 90% случаев восстановить слух можно только при помощи слухопротезирования. Как только врач диагностировал поражение слуха и признал, что лечение и операция не могут решить проблему, надо сразу же обратиться к слухопротезисту. Он подберет ребенку качественный слуховой аппарат и настроит его, с учетом индивидуальных особенностей потери слуха.

Сурдологи единодушны в том, что протезировать слух ребенку нужно сразу же, как было выявлено слуховое расстройство. Речевое, физическое и психологическое развитие ребенка напрямую зависит от качества и срока слухопротезирования. Поэтому основной принцип, которого должны придерживаться родители при протезировании малыша: «чем раньше, тем лучше». Если «ждать», «наблюдать» и «тянуть», можно упустить драгоценное время.

Несвоевременное протезирование ограничивает способность ребенка к обучению и общению, формирует комплекс неполноценности. Раннее и качественное слухопротезирование — это основа для всестороннего развития и гармоничной социализации ребенка с нарушением слуха. Только тогда ребенок с проблемами слуха сможет слышать, разговаривать и нормально развиваться, а потом сможет и обучаться в обычной школе. Поэтому слуховые аппараты ребенку надо подбирать как можно раньше, сразу же после установления диагноза тугоухость.

Если малышу подобрать подходящий слуховой аппарат в возрасте до одного года, то есть все шансы, что к 2-м годам он начнет говорить, как здоровые дети. Если же ребенок уже разговаривал и внезапно потерял слух, то без слухового аппарата его речь быстро нарушится и станет непонятным. Спасти речь малыша можно с помощью слухового аппарата лишь до 3-х лет, а если протянуть с коррекцией слуха до 5 лет, то речевые навыки придется восстанавливать заново, а это очень сложно.

Чтобы ребенок привык к слуховому аппарату, научился жить с ним и слушать окружающий мир, надо не только носить его, но и заниматься с сурдопедагогом, который будет развивать у ребенка умение слышать, говорить и общаться. От родителей также потребуются усилия, чтобы приучить малыша к аппарату. Для этого рекомендуется применять принцип постепенного приучения: надевать аппарат только тогда, когда малыш в хорошем настроении, постепенно увеличивать время ношения устройства, вместе с ребенком слушать звуки, показывать и рассказывать о пользе слухового аппарата. В первое время можно носить слуховой аппарат с шапочкой, которая как бы фиксирует его, не дает снять.

Для протезирования детей в подавляющем большинстве используются слуховые аппараты заушного типа. Внутриушные аппараты можно использовать после 14-15 лет. К тому же заушные слуховые аппараты имеют прочный корпус, что немаловажно для детей. К выбору слухового аппарата для ребенка надо подходить очень серьезно: он должен быть мощным, максимально точно отображать слух и иметь широкий диапазон частот. Ведь чем лучше будет ребенок слышать, тем быстрее он научится говорить, тем ярче и полноценнее будет его жизнь.

Детям с полной глухотой или с высокой степенью нарушения слуха ношение слухового аппарата может быть бесполезно, в этих случаях показана кохлеарная имплантация — операция по вживлению в ухо электронного импланта, после которой слух восстанавливается практически полностью. Но делают эту операцию только тогда, когда у ребенка сохранены волокна слухового нерва, передающие электрические импульсы. Иначе операция тоже может не дать ожидаемого результата.

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Что делать если ребенок плохо слышит или особенности детей с нарушением слуха

Важной функцией организма человека выступает слух, так как с самого рождения он играет важную роль в жизни человека. Слуховая способность – основа развития ребенка. Нарушение слуха классифицирует по уровню его отсутствия, и от степени выраженности зависит способ решения проблемы. Выделяют тугоухость (встречается редко у детей, характеризуется полным отсутствием слуха) и глухоту, которые ребенок приобретает либо со временем, либо наследственно, либо при рождении. При первых признаках такого дефекта у малыша, родителям необходимо принять срочные меры, так как от восприятия звуков зависит дальнейшее становление интеллекта и умение разговаривать.

Причины

Для того чтобы определить метод лечения патологии, необходимо определить причину ее формирования. Существует множество причин нарушения слуха у детей, рассмотрим наиболее распространенные:

  • Если женщина в период беременности переболела инфекционным заболеванием, например грипп, корь или краснуха.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Если беременная женщина регулярно употребляла препараты, с антибактериальным эффектом или которые не рекомендовалось употреблять будущим мамам.
  • Если при рождении малыш получил травму.
  • Постоянное попадание влаги в слуховой проход, из-за чего может начаться воспалительный процесс.
  • По причине того, что роды начались преждевременно.
  • В ушке у малыша образовалась серная пробка или присутствует инородный предмет.
  • Осложнение после тяжелых инфекционных заболеваний.
  • Если малыш болеет ринитом или у него увеличены аденоиды.
  • Пребывание в местах с громкими звуками, постоянное использование наушников, прослушивание с помощью них громкой музыки.

Частым случаем является то, что малыш плохо слышать после перенесения отита. Такой дефект является временным. Если у ребенка отит, и он плохо слышит, не пугайтесь, данное явление – временно и проходит с полным выздоровлением. Если ребенок стал плохо слышать после простуды, то это говорит о том, что она привела к осложнениям, как правило, к ранее рассмотренному отиту. Такие последствия говорят о неправильном или некачественном лечении и требуют немедленной консультации с врачом.

Частым и опасным явлением выступает потеря слуха из-за аденоидов. При воспалении носоглоточных миндалин меняется давление в ушной полости, что и провоцирует развитие дефекта. Детей с нарушением слуха обязательно необходимо повести на осмотр к врачу для выявления причины патологии и определения способа ее устранения.

Особенности детей с нарушением слуха

Нарушение слуха у детей с первых дней жизни сложно сразу определить. Родителям нужно сразу обращать внимание на то, как малыш реагирует на громкие звуки или обращение мамы к нему.

Существует несколько ключевых моментов, которые указывают на то, что у ребенка присутствует отклонение:

  1. До года ребенок еще не попытался издать звук или произнести слово;
  2. Малыш не воспринимает обращение к нему;
  3. Пассивно реагирует на резкие громкие звуки;
  4. Малыш не обращает внимания на источник, что воспроизводит звук.

Если в период беременности женщина переболела тяжелым инфекционным заболеванием или кто-то из родственников имел тугоухость, то малыша необходимо обследовать, чтобы исключить риск неприятных последствий, так как от этого зависит дальнейшее развитие речи у детей и их умственное развитие.

Если ребенку более трех лет, обратите внимание на то, как часто он переспрашивает или как реагирует на обращение к нему обычной интонацией. Кроме того, при развитии данной патологии малыши жалуются на шум в ушах.

В школе детям с частичной слуховой недостаточностью тяжело учиться в школе (информация воспринимает с трудом). Поэтому не оставляйте незамеченным успеваемость малыша и уровень его утомляемости. Стоит отметить, что при рассматриваемом дефекте обостряется восприятие других факторов, например, восприятие освещенности или колебание воздуха.

Существует два вида нарушения слуха у детей – глухота и тугоухость. Под первым видом понимается частичная потеря слуха, а под вторым – полная. По классификации стойких нарушений слуха у детей, опираясь на критерий Неймана, нарушения делятся на три степени.

Первая – снижение слышимости до 50 дБ, вторая – до 70 дБ, третья – свыше 70 дБ. Первая степень выражается в том, что малыш не слышит на расстоянии более двух метров, но вблизи речь воспринимает нормально.

Вторая степень характерна тем, что ребенок не слышит на расстоянии более метра, а третья – тем, что звуки и разговор малыш слышит не разборчиво. Кроме того, существует классификация детей с нарушением слуха. К первой группе относятся малыши, которые воспринимают частоты до 250 Гц, ко второй – до 500Гц, к третьей – до 1000 Гц, к четвертой – до 2000 Гц.

Диагностика

При первых симптомах патологии, малыша необходимо повести на консультацию к отоларингологу. Первым делом специалист проведет осмотр малыша и задаст необходимые вопросы родителям. Далее, как правило, ребенка направляют на следующие обследования:

  • Обследование звукопроизношения детей;
  • Определяется острота слуха с помощью аудиометрического исследования;
  • Стимулируется слуховой нерв с помощью оттоакустиечской эмиссии, чтобы проверить его реакцию;
  • Проверяется подвижность барабанной перепонки и функции среднего уха с помощью тимпанометрии.

Кроме того, существуют дополнительные обследования, например, МРТ, КТ или рентгенологическое исследование височных костей.

Лечение

Чаще всего у детей встречается кондуктивная тугоухость, которая развивается параллельно с ОРЗ, продолжительным насморком или отитом. Кроме того, малыш может постоянно переспрашивать из-за сернистого образования в его ухе или присутствие постороннего предмета в слуховом проходе. В таком случае устранение причины патологии – решение проблемы со слухом.

В более тяжелых случаях, например, негативные изменения барабанной перепонки, требуется длительная реабилитация детей с нарушением слуха, так как такая патологии требует качественного и правильного лечения.

Если потеря слуха – врожденный дефект, то единственным выходом является применение слухового аппарата. Реабилитация детей с нарушением слуха с помощью данного метода может проводиться с первых дней жизни, поэтому важно вовремя выявить дефект. Чем раньше малыш начнет носить слуховой аппарат, тем более эффектной будет коррекция слуха. Рекомендовано применение с четырех месяцев, так как после девяти месяцев эффект будет хуже. Не бойтесь показывать малыша врачу, при наличии патологии требуется своевременное обращение в центр слухопротезирования. Чем раньше Вы поможете малыше, тем меньше риск, что у малыша будут проблемы в развитии. Стоит отметить, что свыше 80% случаев тугоухость развивается у детей в первые два года жизни (в период, когда малыш еще не начал говорить).

Слуховой аппарат подбирается индивидуально, поэтому важно провести качественное диагностическое исследование, которое поможет определить степень нарушения слышимости и ее тип. На основе аудиограммы проводится подбор и настраивание слухового аппарата. Обратите внимание, что от грамотности специалиста и серьезности подхода к выбору аппарата зависит развитие Вашего малыша. Популярность набрали аппараты «Трансаир – 07» и «Аудитон», они имеют лучшую эффективность и огромное количество положительных результатов в корректировке слуха у детей.

Профилактика

Рекомендовано начать применение профилактических действий еще до рождения малыша. Будущей маме нужно серьезно следить за своим состоянием здоровья, ограничить себя от времяпровождения в местах, где много людей, так как таким образом она подвергает себя риску заболеть.

Если Вы заметили, что у малыша проблемы со слухом, сразу же проконсультируйтесь с высококвалифицированным специалистом, ни в коем случае не прибегайте к самолечению, так как действия без присмотра врача могут только усугубить ситуацию. Не давайте ребенку медикаментозные средства без консультации отоларинголога, так как многие препараты наоборот могут только усилить развитие тугоухости.

Если у малыша наблюдается воспалительный процесс или инфекционное заболевание, важно вовремя начать лечение, так как потеря слуха часто выступает в роли осложнения в такой ситуации. Не до конца вылеченное заболевание – фактор, который влияет на формирование дефекта. Как видите, регулярная консультация с высококвалифицированным специалистом – ключевой момент в устранении риска того, что Ваш малыш будет страдать от нарушения слуха. Поэтому изначально подберите надежную клинику и компетентного врача.

Осложнения

Игнорирование появления каких-либо признаков нарушения слуха может привести к ускоренному развитию тугоухости или хроническому отиту. Первые симптомы изначально можно устранить, а при прогрессировании дефекта устранить его гораздо тяжелее, это может привести или к хирургическому вмешательству или полной потери слуха. Кроме того, в дальнейшем у ребенка начнутся проблемы в формировании речи, способности читать и в развитии других особенностей. Такая патология приведет к неуспеваемости в школе и отставании ребенка от своих сверстников в развитии.

Значит, на сегодняшний день существует множество методов своевременной диагностики дефекта с первых дней жизни малыша. Сейчас нарушение слуха – не приговор, такую патологию можно либо устранить полностью, либо с помощью специального аппарата повысить качество жизни ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector