20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гигиена слуха у взрослых и детей

Гигиена слуха

Общие понятия о гигиене слуха

Гигиена органов слуха – предостережения органов слуха от попадания инфекций и вредного воздействия окружающей среды.

Слух – одно из основных чувств, которым одарила нас природа. Возможность слышать помогает нам защититься от опасности, которая нас подстререгает.

Основным правилам гигиены ребенка необходимо обучать с пеленок. Личная гигиена, в этом числе и гигиена слуха, – одна из элементов данного обучения. Ежедневные процедуры, которые направлены на чистоту ушной раковины, является профилактикой от проникновения инфекций и потери слуха.

К дополнительным мерам по защите органов слуха относятся факторы, которые воздействуют извне, а именно:

  • переохлаждение;
  • производственным шум;
  • громкие звуки;
  • заболевание носоглотки.

Основы гигиены ушей

Для того чтобы не допустить потерю слуха, защитить себя от попадания вирусов, и возможности развития различного рода заболеваний, необходимо придерживаться основных правил гигиены ушной раковины. Прежде всего, необходимо мыть уши каждый день. Это одна из основ гигиены органов слуха. Правильная гигиена ушной раковины, залог здоровья всех отделов уха.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Уши необходимо чистить ватной палочкой. Но делать это необходимо осторожно. Одно неправильное движение может привести к нарушению барабанной перепонки, что способствует ухудшению естественного процесса выделения ушной серы. Сера является барьером, она защищает от попадания инфекции, микробов, пыли. Избавляться полностью от серы, что находится в ушном канале, нельзя.

Наружное ухо необходимо чистить правильно и осторожно, чтобы его не травмировать.

При избыточном выделении серы и скоплении ее в наружном слуховом канале может произойти ухудшение слуха.

Нельзя допускать попадание воды в уши. Это вызывает ощущение заложенности уха, что также может привести к сильной боли. Необходимо принять меры по извлечению воды из уха.

Профилактика заболеваний органов слуха

Ухо тесно связано с носом и горлом, поэтому гигиена ушей подразумевает здоровую носоглотку. Если воспалилась слизистая носа или горла, это может привести к воспалению евстахиевой трубы, которая соединяет среднее ухо и носоглотку. В результате все микробы проникают в органы слуха, которые могут вызвать такое заболевание, как отит среднего уха.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

При воспалении среднего уха или носоглотки сильно сморкаться и сморкаться двумя ноздрями одновременно запрещено. Необходимо это делать по очереди.

На здоровье органов слуха оказывает влияние производственный шум и громкие звуки. Постоянное пребывание в местах, где слишком громко, приводит к ослаблению слуха или полной его потере. У человека появляется быстрая усталость, нарушение аппетита, раздражительность, потеря сна, снижается работоспособность.

Для защиты органов слуха необходимо использовать специальные звукопоглощающие средства защиты (беруши).

Мир окружает нас большим количеством всевозможных звуков и шумов, которые мы слышим. Все эти звуки и шумы несут в себе как полезную информацию, так и негативно сказываются на нашем здоровье. В результате постоянного воздействия производственного шума, громкой музыки, громких звуков может наступить потеря слуха. Поэтому гигиена органов слуха должна соблюдаться каждый день.

Для этого необходимо выполнять следующие действия.

  1. Тщательно следить за чистотой ушной раковины.
  2. Избегать мест, где существует угроза громкого шума.
  3. При появлении воспалительных процессов необходимо сразу обращаться к специалисту.
  4. Запрещено использовать металлические предметы для чистки уха.
  5. Своевременно лечить заболевания носоглотки.
  6. При контакте с токсическими веществами необходимо пользоваться защитной маской и очками, которые будут препятствовать попаданию пыли в носоглотку.
  7. Заниматься самолечением нельзя.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Гигиена слуха у взрослых и детей

35. Развитие слухового анализатора. Гигиена слуха

Развитие органа слуха после рождения. После рождения рост внутреннего и среднего уха почти полностью прекращается. Ушная раковина новорожденного относительно очень велика: ее длина лишь вдвое меньше, а ширина почти такая же, как у взрослых. Ушная раковина продолжает заметно расти в первые 2-3 года жизни, а затем ее рост сильно замедляется. Наружный слуховой проход новорожденного заполнен творожистой массой (так называемой пробкой). Длина его верхней стенки около 15 мм, а нижней — около 8 мм. Его просвет в средней части очень узкий, щелевидный. Кожа слухового прохода покрыта мелкими волосками и содержит железы, выделяющие ушную серу. Слуховой проход растет как в длину, так и в ширину в течение первого года жизни интенсивно, затем медленней, а к 6 годам приобретает размеры, характерные для взрослых. Барабанная перепонка после рождения почти не растет. У новорожденного она покрыта изнутри и особенно снаружи более толстым слоем эпителия, чем у взрослых, что снижает интенсивность ее звуковых колебаний.

Полость среднего уха перед рождением заполнена жидкостью, которая после рождения заменяется воздухом. Он проникает через слуховую трубу, которая у новорожденного расположена почти горизонтально, без изгибов. У взрослых диаметр ее просвета обычно не превышает 1 мм, а длина достигает 35-40 мм. Труба новорожденных короче (примерно 19 мм) и значительно шире (диаметр около 3 мм), что облегчает заполнение полости среднего уха воздухом. В течение первых лет жизни диаметр просвета трубы постепенно уменьшается и к 6 годам становится таким же, как у взрослых. В длину труба продолжает расти до 15-18 лет.

Развитие реакций на звуковые раздражения. Установлено, что 6-7-месячный плод реагирует на звуковые раздражения общей двигательной активностью. У новорожденных, даже недоношенных, уже в первые часы жизни удалось наблюдать различные реакции в ответ на звуковое раздражение, как, например, мигание, закрывание глаз (а при закрытых глазах их открывание), прекращение крика, мимические движения, изменение ритма дыхательных движений и др. Сильное звуковое раздражение вызывает «реакцию испуга» и общие иррадиированные движения. Применение набора камертонов позволило выявить повышенную чувствительность к высоким тонам. Если один и тот же звук с небольшими промежутками повторять многократно, то реакция на него быстро ослабевает, а затем и совсем исчезает.

Подобные реакции могут осуществляться без участия коры больших полушарий, так как они наблюдаются и у детей, родившихся без больших полушарий. Очевидно, это типичные ориентировочные реакции. Установлено, однако, что у новорожденного и даже у семимесячного плода корковый отдел анализатора реагирует на звуковые раздражения изменением электрической активности. Доказательством функциональной готовности анализатора служит возможность образования условных рефлексов на звуки в первые дни жизни. Таким образом, еще до рождения все отделы слухового анализатора способны функционировать.

В первый день жизни новорожденный обычно плохо слышит. Это объясняется тем, что не сразу жидкость, находящаяся в среднем ухе, всасывается и замещается воздухом. В последующие дни детское ухо воспринимает частоту звуковых колебаний не только в тех пределах, которые характерны для взрослых, но и более высокую. Если взрослый человек слышит звуки с частотой колебаний до 20-25 тысяч, реже до 30 тысяч в секунду, то грудной ребенок воспринимает звуки до 32 тысяч колебаний в секунду. Иными словами, маленький ребенок слышит звуки, которые взрослому недоступны. Однако чувствительность слухового анализатора у ребенка заметно ниже, чем у взрослого. С возрастом чувствительность повышается и становится максимальной в 12-14 лет.

Развитие музыкального слуха. Различение сходных звуков возникает в результате упражнений, т. е. путем образования соответствующих условных связей. В возрасте 3-4 месяцев грудной ребенок различает по высоте музыкальные звуки, отстоящие друг от друга на целую октаву или даже больше, а спустя еще 3 месяца различает звуки, отстоящие на 1-2 тона. К концу 1-го года жизни при условии надлежащих упражнений можно добиться у ребенка тонкости различения не только высоты, но и тембра звуков.

Известно, что музыкальные способности передаются по наследству. Некоторые дети в первые годы жизни не только хорошо различают 1 /2 тона и даже 1 /4 тона, но могут воспроизводить соответствующие звуки голосом. Слушая песню, они легко запоминают мотив. Однако это вовсе не значит, что музыкальный слух может быть только врожденным и что его не надо воспитывать.

Мир звуков может быть источником сильных положительных эмоций и одной из основ эстетического воспитания. Развитию слуха способствуют не только обучение пению и музыке или прослушивание музыкальных произведений, но также наблюдения над звуками окружающей природы. Шелест листьев, журчание ручья, шум морского прибоя, чрезвычайно разнообразная перекличка птиц — все это обогащает, изощряет слух ребенка, приучает его искать и распознавать звуки.

Большое значение имеет тренировка в распознавании направления, откуда раздается звук, или, как принято говорить, пространственной локализации источника звука. Такой тренировке способствуют игры в жмурки, прятки, палочку-выручалочку и др.

Читать еще:  Если болит ухо что делать

Гигиена слуха. В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию — воспалению, мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.

При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка, от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей и тем самым облегчает возникновение воспаления.

В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте — одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах следует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой водой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.

Одно из существенных требований гигиены слуха — предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.

ГИГИЕНА СЛУХА

Функциональное состояние слухового анализатора зависит от действия многих факторов окружающей среды. Специальной тренировкой можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, спортивной и художественной гимнастикой вырабатывают тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий уровень шумов, резкие колебания температуры и давления значительно снижают чувствительность органов слуха.

Гигиена слуха — система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для нормального функционирования и развития слухового анализатора.

Шумы влияют на организм специфически и неспецифически. Специфическое действие проявляется нарушением слуха, неспецифическое — разного рода отклонениями со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, эндокринными расстройствами, нарушением функционального состояния сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта. Наибольшее отрицательное воздействие шум оказывает на неокрепший организм детей и подростков.

Шум до 40 дБ не влияет на функциональное состояние ЦНС, а воздействие шума в 50 дБ уже вызывает у учащихся ухудшение слуховой чувствительности, снижение внимания, вследствие чего они допускают много ошибок при выполнении различных заданий. Решение арифметических задач при шуме в 50 дБ требует на 15—55%, а при шуме в бОдБ — на 80—100% больше времени, чем до воздействия шума. Воздействие шума интенсивностью в 90 дБ в течение часа у лиц молодого и среднего возраста приводит к снижению остроты зрения, увеличивает латентный период зрительного и слухового анализаторов, ухудшает координацию движений. У детей наблюдаются более резкие нарушения нервных процессов в коре, формирование запредельного торможения, появляются головные боли, бессонница и др.

Учителям и родителям необходимо помнить, что чрезмерные шумы могут вызвать нервно-психические расстройства у детей и подростков. И поскольку дети значительную часть времени проводят в школе, выполнение гигиенических мероприятий по снижению шума является обязательным условием. Снижение уровня «школьного» шума достигается комплексом строительных, архитектурных, технических и организационных мероприятий.

Согласно требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, регламентирующих гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, уровень шума на участке и в здании общеобразовательного учреждения не должен превышать 60 дБА (величина дБА — уровень звукового давления, измеренный в дБ при помощи шумомера, содержащего корректирующую цепочку).

Здания общеобразовательных организаций должны размещаться за пределами санитарно-защитных зон предприятий и сооружений, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта. Такие здания размещают в зоне жилой застройки, на внутриквартальных территориях микрорайонов, удаленных от городских улиц и межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума, соответствующие требованиям санитарных правил и нормативов. Звукоизолирующие функции выполняют зеленые насаждения, которые должны составлять не менее 50% площади территории, а в районах Крайнего Севера, а также в условиях сложившейся плотной городской застройки — не менее 25—30%. Зеленые насаждения в первую очередь высаживают по всему периметру участка вдоль ограждения. Такой источник шума, как физкультурно-спортивную зону, рекомендуется размещать со стороны спортивного зала, а при размещении ее со стороны окон учебных помещений уровни шума в этих помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать отделение учебных помещений от общешкольных, являющихся источниками шума (спортивных и актовых залов, пищеблока, административно-хозяйственных помещений). Например, спортивный зал размещается обычно на первом этаже. В крупных городах в условиях высокой плотности застройки его допускается размещать на втором этаже при условии расположения не над учебными помещениями. В этом случае необходимо обеспечить выполнение шумо- и виброизолирующих мероприятий.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках регламентируется санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Так, прослушивание аудиозаписи в 1—4 классах составляет 20 минут, в 5—11 классах — 25 минут. Так как при прослушивании аудиозаписи в наушниках утомление слухового анализатора развивается быстрее, длительность этого вида деятельности в 1—2 классах составляет 10 минут, в 3—4 —15 минут, в 5—7 — 20 минут, в 8—11—25 минут.

Помимо неблагоприятной звуковой среды частыми причинами нарушения слуха являются травмы и воспалительные заболевания. Профилактика повреждений слухового прохода и барабанной перепонки у детей первых лет жизни во многом связана с правильным осуществлением гигиенического ухода за наружным ухом. Уши ребенка следует регулярно, но бережно очищать, помня, что ушная сера обладает бактерицидными свойствами и выполняет защитную функцию. Поэтому убирают ушную серу из ушной раковины, но не из слухового прохода, при этом используют сухие тампоны или турунды из мягких материалов. Недопустимо использовать для этих целей спички, шпильки и т.п. При образовании серной пробки извлечь ее должен медицинский работник.

К сожалению, у детей, особенно первых лет жизни, достаточно часто развивается отит — воспаление среднего уха. Это связано с тем, что, как упоминалось выше, евстахиевы трубы у детей относительно короткие и широкие, и при воспалительных заболеваниях носоглотки патогенные микроорганизмы легко попадают в среднее ухо. Риск развития отита возрастает, если при заболеваниях носоглотки (насморке, воспалении миндалин) применяется лишь симптоматическое лечение, либо лечением вообще пренебрегают, считая эти заболевания несущественными. Отит опасен тем, что затронутые воспалительным процессом структуры среднего уха могут быть необратимо повреждены, и это может привести к снижению и даже потере слуха. Профилактика отита заключается в закаливании, своевременном лечении заболеваний ротовой полости и носоглотки, использовании соответствующих погодным условиям головных уборов.

36. Гигиена и охрана слуха у детей.

Сохранность функции слухового анализатора обеспечивается прежде всего профилактическими мероприятиями в -семье, детском саду и школе. Нарушения слуховой функции проще предотвратить, чем вылечить. Особенно следует оберегать слух детей от вибрационных и акустических травм, от попадания’ инородных тел в наружное ухо, инфекций, контакта с химическими ядами, некоторыми лекарствами и другими агентами, наносящими вред органу слуха.

Одним из важных гигиенических правил является содержание ушей в чистоте. В наружном слуховом проходе часто скапливается грязь и ушная сера. В этой связи следует систематически (ежедневно) производить осмотр ушей у детей, поскольку грязь и накопление ушной серы может вызывать раздражение и зуд, от которых дети пытаются избавиться, -применяя твердые и острые предметы (карандаши, ручки, шпильки и др.). При этой манипуляции дети могут внести инфекцию, поранить слуховой проход и барабанную перепонку. Содержание ушей в чистоте — одно из важных гигиенических правил, которое должно постоянно соблюдаться.

Дети нередко болеют воспалением среднего уха (отитом),который возникает при различных инфекционных и простудных заболеваниях. Микробы часто проникают через слуховой проход из носоглотки. При жалобах ребенка на боль в ушах его необходимо показать врачу-специалисту. Воспалительный процесс при отите может привести к тяжелому заболеванию — воспалению мозговых оболочек, а также затронуть и поразить барабанную перепонку, что способствует притуплению и потере слуха.

Снижение слуха может наступить в результате физического и умственного напряжения и утомления. Утомление слуха проявляется в повышении слуховых порогов и понижении слуха. Часто • утомление вызывается сильными звуками, что может привести к стойкому понижению восприятия звуков высоких тонов, снижению работоспособности, ухудшению ч точности, согласованности, координированности движений и т. .д. Поэтому легче предотвратить утомление и перенапряжение, чем рисковать здоровьем детей или длительно ждать восстановления слуха у них.

Читать еще:  Какой диапазон частот воспринимает человеческое ухо

Гигиенические требования к аномальным детям должны быть сведены к соблюдению строгого учебного режима в школе, правильного распорядка дня в семье, к организации сохранения слуха и другим мероприятиям.

37. Специализированные детские сады для детей с нарушением зрения.Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией Задачи специализированного детского сада:

1) организация и проведение полного комплекса лечебных мероприятий для восстановления зрительных функций;

2) всестороннее воспитание детей с нарушениями зрения;

3) подготовка детей к поступлению в школу.

Показания к приему детей в специализированные детские сады. Состав групп для детей с косоглазием и амблиопией, а также групп для слабовидящих детей. Организация режима дня с учетом зрительных нагрузок: 1) общеобразовательные занятия; 2) игровая деятельность; 3) деятельность детей в быту. Педагогические аспекты медицинского обслуживания детей с нарушением зрения. Педагог должен иметь представления по следующим вопросам: жалобы ребенка; возраст матери при рождении ребенка, где и кем работала мать; глазные заболевания родителей, ближайших родственников; течение беременности у матери; течение родов; особенности физического и интеллектуального развития ребенка; в каком возрасте и при каких обстоятельствах впервые обнаружено снижение или отсутствие зрения; какой поставлен диагноз; когда, где и какое проведено лечение: хирургическое, терапевтическое, плеоптическое; офтальмологический диагноз правого глаза, левого глаза; состояние основных зрительных функций: острота зрения, поле зрения, цветоощущение, светоощущение, бинокулярное зрение; общее состояние здоровья ребенка: психоневрологическая сфера, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, состояние речи, состояние слуха, двигательные нарушения.

Гигиена слуха

Чтобы не допустить снижение остроты слуха и защитить органы слуха от вредного влияния внешней среды, проникновения вирусов и развития опасных заболеваний, придерживаться основных правил гигиены органов слуха и следить за состоянием своих ушей, чистотой и состоянием слуха нужно постоянно и обязательно.

Чистка ушей

Гигиена органов слуха говорит о том, что уши необходимо чистить не чаще двух раз в неделю, если они сильно не загрязнены. Слишком тщательно от серы, что находится в слуховом канале, избавляться не нужно: она защищает организм человека от проникновения в него болезнетворных микроорганизмов, выводит мусор (чешуйки кожи, пыль, грязь), увлажняет кожу.

Поэтому органы слуха нужно чистить правильно, чтобы во время чистки не травмировать уши, способствуя ухудшению слуха. Происходит это, когда пытаясь очистить слуховой проход с помощью ушных палочек или других острых предметов, ухо оказывается повреждено и на коже появляются царапины, через которые могут проникнуть вирусы и бактерии, вызвав воспаление.

Пытаясь достать серу из слухового канала, ватные палочки стараются засунуть как можно глубже, что чревато серьёзными последствиями. Если в слуховом проходе в это время находится серная пробка, ватная палочка вместо того, чтобы извлечь её, затолкает поглубже, впритык к барабанной перепонке, из-за чего извлечь пробку из уха будет проблематично даже врачу. Если пробки нет, оказавшаяся слишком глубоко ватная палочка способна травмировать барабанную перепонку и оказаться причиной разрыва мембраны. Дабы этого не допустить, ушную раковину и слуховой проход надо чистить во время купания или принятия душа, намылив палец и проведя им по наружному узу и вокруг отверстия слухового канала, после чего аккуратно смыть воду, чтобы в ухо не попала вода, и вытереть насухо.

Для более серьёзной чистки, правила гигиены разрешают воспользоваться перекисью водорода: растворив в столовой ложке 10-15 капель средства, смочить в него вату, положить в ухо и оставить на несколько минут. Когда ватка высохнет, её нужно вынуть и насухо протереть ухо.

Если заложило уши, ухудшился слух, начало выделяться излишне большое количество серы, нужно обратиться к врачу: это может свидетельствовать о наличии серной пробки (самостоятельно избавляться от неё не стоит: это должен сделать специалист) или о более серьёзном заболевании, например, о появлении грибка в ушах или воспалении уха. В этом случае промывать уши водой нельзя.

Гигиена ушей подразумевает также их защиту от попадания в слуховой канал воды, наличие которой в ухе прямо влияет на способность воспринимать звуковые сигналы. При попадании воды в слуховой канал возникает чувство заложенности, гул в голове, могут появиться болезненные ощущения.

Несмотря на то, что вода во внутрь среднего уха при неповреждённой барабанной перепонке не попадёт, если она останется в слуховом проходе, может вызвать воспаление наружного уха или способствовать развитию грибка в ушах, избавиться от которого будет непросто.

Чтобы не допустить подобных последствий, прежде чем пойти в бассейн, слуховой канал нужно обязательно смазать вазелином, плавать в шапочке. Если жидкости удалось попасть в слуховой канал, чтобы избавиться от неё, надо наклонить голову таким образом, чтобы вода из него вытекла сама. Более эффективно это можно сделать, если лечь на спину и медленно повернуть голову в бок пострадавшего уха.

Воспалительные заболевания

Поскольку ухо очень тесно связано с носом и горлом, гигиена ушей подразумевает наличие здоровой носоглотки. Воспаление слизистой носа или горла может привести к воспалению евстахиевой трубы, что соединяет среднее ухо с носоглоткой, в результате чего по ней беспрепятственно проникнут в органы слуха бактерии, вызвав средний отит или другое не менее серьёзное заболевание, что приведёт к ухудшению слуха и сильнейшим болям.

Дабы болезнь не перекинулась на органы слуха, при простудных заболеваниях очень важно правильно сморкаться. Делать это не двумя ноздрями, а попеременно: сначала закрыть одну ноздрю и выдуть из другой слизь, затем сделать наоборот.

Гигиена слуха предусматривает исключение воздействия слишком сильного шума на уши, который способен привести не только к ухудшению слуха, но и к глухоте. Громкие звуки прямо влияют на эластичность барабанной перепонки, которая из-за этого перестаёт нормально воспринимать и выполнять свои функции. Если работа связана с повышенным уровнем шума или квартира находится возле трассы или аэропорта, чтобы защитить слух от его воздействия, нужно обязательно использовать средства защиты (беруши, звукопоглощающие материалы).

Также желательно избегать прослушивания музыки в наушниках, особенно на максимальной громкости: это приводит к невритам (воспалению нервов), и прогрессирующей тугоухости. В идеале наушники вовсе не использовать, а если и слушать в них музыку, то на минимальной громкости.

Серьги

Процедуру прокалывания ушей нужно проводить только у специалиста-врача, который точно знает, где именно сделать прокол, чтобы не навредить организму: внутри ушной раковины расположено очень много точек, связанных с внутренними органами, поэтом прокол в неправильном месте может негативно отразиться на их работе. Если сделать эту процедуру неправильно, уши могут начать гноиться, и прокол будет очень долго заживать.

Мороз

Многие люди во время холодов, при минусовой температуре не хотят одевать шапки. Это может повлечь за собой не только различные заболевания органа слуха, в том числе их обморожение, но и вызвать воспаление коры головного мозга (менингит).

Профилактика слуха

Чтобы сохранить остроту слуха как можно дольше и в пятьдесят лет слышать не хуже двадцатилетнего, гигиена ушей игнорироваться не должна. Для этого нужно помнить и исполнять несколько правил. Прежде всего, необходимо правильно чистить уши, и избегать попадания в органы слуха воды.

Простудные, вирусные и другие заболевания необходимо всегда лечить вовремя, ни в коем случае не запускать и при первых же признаках воспаления обращаться к врачу: это чревато ухудшением слуха, который восстановить полностью при хронической форме может и не получится.

Слуховой анализатор. Гигиена слуха

Разделы: Биология

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации средствами нескольких источников и формирования информационно-коммуникативной и рефлексивной компетентностей.

Задачи:

  • Обучающие: раскрыть значение органа слуха; познакомить со строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятия анализатор, дать представление о причинах нарушения слуха, возникновения заболеваний органа слуха, их профилактике; разъяснить вред шума.
  • Развивающие: продолжить формирование навыков и умений работать с текстом учебника, проводить самонаблюдения и делать выводы на основе полученных результатов.
  • Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, акцентировать роль слухового анализатора как средства общения в нравственном становлении человека.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица “Слуховой анализатор”, модель уха, мультимедиа презентация, мобильный класс, интернет.

1. Орг. момент – приветствие. Сегодня мы продолжим знакомство с анализаторами человека и их значением в нашей жизни.

Читать еще:  Как быстро снять боль в ушах дома

2. Целеполагание и мотивация Сегодня на уроке нас ждет большая и сложная работа, поскольку кроме знакомства со строением и функциями второго по значимости анализатора, нам нужно будет сделать попытку найти решение и одной из нравственных проблем.

Вопрос: Играет ли какую-то роль слуховой анализатор в общении между людьми?

Задание: Сформулируйте свои цели на сегодняшний урок по направлениям:

— что бы вы хотели узнать

— чему бы вы хотели научиться

— зачем вам это надо.

3. Проверка знаний в форме фронтальной беседы:

  • Что такое анализатор?
  • Чем анализатор образован?
  • Какие части образуют зрительный анализатор?
  • Какую гигиену зрения должен соблюдать человек ?

Найти в интернете гигиену зрения. 3 мин

4. Изучение нового материала:

4.1. Значение слуха. Музыка включить (Вступление сопровождается музыкальным сопровождением составленным из приятной спокойной классической музыки, тяжелого рока, шума прибоя или дождя и промышленных шумов).

Как и зрение, слух является дистантным органом чувств, то есть с его помощью можно воспринимать звуки на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека. Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Звуки прибоя, мелодии, речь – всё это звуковые колебания. Наш слух улавливает колебания частотой от 16 до 20 тыс. раз в секунду. Какие ощущения у вас вызвала прослушанная музыка? Как вы определите значение органа слуха?

Вывод учителя: Звуковые может рождать в нашей душе, как прекрасные мысли, так и вызывать негативные реакции, действовать успокаивающе, или раздражать. Таким образом, .

Записи в тетрадь: Значение слуха:

— слух способствует эстетическому воспитанию человека;

— является каналом общения;

— участвует в передаче и накоплении знаний, накопленных человечеством

4.2. Строение слухового анализатора.

Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трёх частей: слухового рецептора, слухового нерва с его проводящими путями и участка коры больших полушарий головного мозга, где происходит анализ и оценка звуковых раздражений.

Включить фильм (Орган слуха)

Записи в тетрадь: Строение и функции отделов уха

Части ухаСтроениеФункции
НаружноеУшная раковина, наружный слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкойЗащита (выделение серы)

Улавливание и проведение звуковСреднееСлуховые косточки:

Евстахиева трубаКосточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз.

Евстахиева труба — выравнивание давления в среднем ухе.Внутреннее ухо: преддверие (перепонки овального и круглого окна), улиткаСлуховые рецепторы улиткиПреобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые идут в слуховую зону КБП

Как закрепление проверка заполнения таблицы в рабочей тетради.

Включить фильм Распространение волны

Записи в тетради: Строение слухового анализатора:

В органе слуха различают наружное, среднее и внутренне ухо. (Работа с текстом учебника на стр. учебника Сонин, Сапин . и рисунком учебника)

Учитель: В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига ванн Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком титанической воли, могучего духа, что помогало ему продолжать творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой — к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и чувствовал Бетховен при сочинении музыки. Глухота у Бетховена развилась после перенесенной им болезни. Как известно, многие вирусные заболевания ведут к ослаблению слуха или полной глухоте. В современном обществе к нарушению слуха может привести не только инфекция, но и различные шумовые загрязнения.

Учитель: В вашей тетради помещена памятка “Гигиена слуха”. Я предлагаю проанализировать первые 5 правил. Обратимся к ним.

Гигиена слуха

    Не чистите уши спичками, вязальными спицами.
  1. Защищайте уши от сильного шума.
  2. Если уши заболели, обратитесь к врачу.
  3. Каждое утро разминайте ушную раковину.
  4. Слушайте спокойную ритмичную музыку.
  5. Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.
  6. Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха.
  7. Открывайте рот при взрыве, стрельбе.
  8. От шума на производстве вставляйте в уши беруши.
  9. Берегите уши от ударов.

4.3. Гигиена органов слуха. (беседа с последующим дополнением с использованием интернета)

Записи в тетради: Гигиена слуха

ПричинаПоследствия
Повреждение слухового нерваНарушение передачи импульсов в слуховую зону КБП
Образование серной пробкиНарушение передачи звуковых колебаний к внутреннему уху
Сильные резкие звуки (взрыв)Разрыв барабанной перепонки
Постоянные громкие шумыСнижение эластичности барабанной перепонки
Инородные телаОтек среднего уха
Патогенные микроорганизмыВоспаление среднего уха (отит)

4.4. Вредное влияние шума на слух.

В крупных городах свыше 60% люди жалуются на чрезмерный шум. Под постоянными резкими ударами звуковых волн барабанная перепонка колеблется с большой амплитудой. Из-за этого она постепенно теряет свою эластичность, и как результат притупляется слух. Чрезмерный и длительный шум вызывает торможение в клетках коры головного мозга. Помимо этого через орган слуха шум может вызывать разнообразные физиологические (усиленное сердцебиение, повышение давления) и психические (ослабление внимания, нервозность) нарушения. Длительное воздействие шума является одним из факторов, способствующих развитию язв и даже инфекционных заболеваний. Вследствие этого сокращается продолжительность жизни. Шум – дело рук человеческих, поэтому они могут и должны с ним бороться.

Как правило, шум раздражает: мешает работать, отдыхать, думать. Но шум может действовать и успокаивающе. Такое влияние на человека оказывают, например, шелест листьев, рокот морского прибоя. Отдых в тиши полей, на берегу, где раздается плеск воды, в лесу среди успокоительного шелеста листвы благотворен не только для органа слуха, но и для всего организма.

Проверим влияние шума на ваш орган слуха.

4.5. Выполнение лабораторной работы “Изучение влияния шума на слух”

1. Сформулируйте цель работы

2. Выполните работу:

а) К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируется расстояние, на котором тиканье часов он услышал.

б) Аналогичный опыт провести с левым ухом. (Нормальным считается расстояние 10-15 см.)

в) Прослушайте громкую музыку в течение 2 минут, а затем опыт повторите.

3. Результаты внесите в таблицу.

4. Сравните полученные результаты работы и объясните их. Сделайте вывод.

4.6. Проверка первичного усвоения:

Проверка знаний тест набрать 19 урок Анализаторы слуха и равновесия ответить. (мобильный класс)

Прочитайте текст, выпишите нужные слова по порядку через запятую:

“Каждое ухо состоит из трех отделов: . . . Наружное ухо заканчивается . . В среднем ухе находятся . . Они передают звуковые колебания . . . внутреннего уха. Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено. Во внутреннем ухе находится преддверие, улитка и . . Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в . зоне коры больших полушарий. Воспитанный человек не станет громко . в общественных местах.

3. Рефлексивный этап.

4. Оценка работы детей учителем

Итак, мы выяснили, что орган слуха предназначен для восприятия звуковых раздражителей. В библии в “Притче о сеятеле” есть такая фраза: “Кто имеет уши слышать, да слышит!” Каков смысл этого выражения?

— Какова же роль слухового анализатора (ушей) в общении людей?

— Что понимают под понятием “слышать”? Всегда ли мы “слышим” друг друга? Что нужно, чтобы один человек мог услышать другого?

— Все ли свои цели, поставленные на урок, вы реализовали?

5. Домашнее задание.

— Сформулируйте правила ухода за ушами. (1 вариант)

— Предложите меры уменьшения воздействия шума на человека. (2 вариант)

Задания к уроку биологии 8 класс

Лабораторная работа “Изучение влияния шума на слух”

1. Сформулируйте цель работы

2. Выполните работу:

а) К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируется расстояние, на котором тиканье часов он услышал.

б) Аналогичный опыт провести с левым ухом. (Нормальным считается расстояние 10-15 см.)

в) Прослушайте громкую музыку в течение 2 минут, а затем опыт повторите.

Результаты внесите в таблицу.

4. Сравните полученные результаты работы и объяснить их. Сделать вывод.

Условия опытаПорог чувствительности в (см) (норма 10-15 см)
Левое ухоПравое ухо
Обычное восприятие:

АленаВосприятие после воздействия шума:

Алена

Задание для проверки знаний на базовом уровне

Прочитайте текст, выпишите нужные слова по порядку через запятую:

“Каждое ухо состоит из трех отделов: . . . Наружное ухо заканчивается . . В среднем ухе находятся . . Они передают звуковые колебания . . . внутреннего уха. Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено. Во внутреннем ухе находится преддверие, улитка и . . Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в . зоне коры больших полушарий. Воспитанный человек не станет громко . в общественных местах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector