1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем и когда нужно проверять слух

Проверяем слух ребенка у врача и дома

Проверка слуха (аудиометрия) – часть обследования слуховой системы, при котором оценивается качество восприятия звуковых волн соответствующими мозговыми центрами. Звуки, которые слышит человек, являются простой вибрацией воздуха, твердых или жидких веществ в пространстве. Вибрация порождает звуковые волны, характеризующиеся громкостью (амплитудой) и высотой (частотой). При попадании в ухо звуковые волны преобразуются в нервные импульсы и распознаются в виде звуков. Процедура проверки слуха позволяет диагностировать патологии слухового аппарата и разработать схему терапевтических действий.

Зачем и когда нужно проверять слух

Нейросенсорная тугоухость нередко является признаком врожденных патологий. Если их не обнаружить у грудничка, то со временем это спровоцирует существенную задержку речевого развития. Подобная ситуация негативно влияет на процесс обучения и значительно снижает качество жизни малыша. Чтобы предотвратить возможные проблемы развития ребенка и при необходимости начать своевременное лечение, следует проверять слух новорожденного в первые несколько месяцев его жизни.

Существуют определенные признаки, при наличии которых обязательно необходимо провести оценку звуковосприятия ребенка. К ним относятся:

  • задержка у малыша развития речи;
  • инфекционные болезни, влияющие на слуховой аппарат (корь, менингит и т. п.);
  • недоношенность ребенка или низкий вес при рождении;
  • наличие проблем со слухом у родителей (наследственная предрасположенность);
  • желтуха после рождения;
  • гидроцефалия (повышенное скопление церебральной жидкости в ликворной системе головного мозга).

Корь требует контроля слуха

Проблемы со слухом могут варьироваться от незначительной тугоухости до полной глухоты. Многие думают, что человек либо слышит, либо нет: например, если ребенок реагирует на голоса родителей, значит, все в порядке. Однако это не так, потому что существует несколько степеней тугоухости, и частичную потерю слуха сложно диагностировать в домашних условиях.

Методы оценки восприятия звуков ребенком

При возникновении проблем со слуховым анализатором лучше всего обратиться к отоларингологу. С помощью определенных методик и современного оборудования лор-врач сможет установить истинную причину болезни, характер ее течения и степень запущенности.

На сегодняшний день разработано большое количество эффективных тестов, позволяющих определить даже наименьшие отклонения в функционировании слуховой системы:

  1. Тональная аудиометрия. Это самый распространенный тест на проверку слуха, который проводится с помощью специального прибора – аудиометра. Данный аппарат создает чистые тона разных частот, по каждой из которых определяется минимальная громкость звукового сигнала, слышимая пациентом. По результатам исследования строится аудиограмма.
  2. Речевая аудиометрия. Позволяет диагностировать уровень слышимости человеческой речи. Этот тест также проводится с помощью аудиометра, через который подается определенный набор слов, а доктор отмечает, сколько из них пациент правильно услышал.
  3. Аудиологический скрининг. Подобная программа позволяет проверить остроту слуха у ребенка еще в роддоме. В ухо грудничка вставляется маленький наушник и замеряется ответная реакция малыша на воспроизводимые звуки.
  4. Исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. Проводится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове пациента. Датчики позволяют фиксировать изменения электрических импульсов головного мозга при подаче определенных звуков. Данный тест позволяет выявить не только наличие или отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации.

Такой метод исследования слуха, как импедансометрия, помогает оценить состояние структур среднего уха, участвующих в процессе звукопроведения: барабанной перепонки, слуховых косточек и труб, улитки, слуховых и лицевых нервов. Для проверки у взрослых и детей старшего возраста использую также камертонные пробы.

Как проверить слух в домашних условиях

Кроме профессиональных методов проверки, существуют способы, позволяющие выполнить процедуру в домашних условиях. Наличие или отсутствие реакции на звук у ребенка можно обнаружить самостоятельно с первых месяцев его жизни. Чтобы проверить слух у детей, родителям необходимо следить за тем, как малыши реагируют на звуковые раздражения: обычную речь, музыку, хлопки в ладоши, щелканье пальцами и т. п.

Для проверки слуха у детей до 2 лет используются звуковые игрушки и речь разной громкости, от шепота до окриков. При этом нормальным считается состояние, когда ребенок:

  • поворачивает голову в сторону шума;
  • понимает элементарные слова (например, «нет», «нельзя» и др.);
  • пытается воспроизвести услышанное.

К трем годам ребенок должен:

  • пользоваться лепетными словами;
  • понимать простые просьбы (например, «дай папе мячик»);
  • делать определенные движения на знакомые звуки.

До 6-7 лет проверка функционирования слухового аппарата носит игровой характер, так как в этом возрасте дети легко отвлекаются и не могут подолгу сосредотачиваться на каком-либо предмете или звуке.

Полную диагностику слуховой системы осуществить в домашних условиях невозможно. Поэтому для исключения различных патологий, связанных со слухом, следует показать ребенка отоларингологу.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь

По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.

Устойчивые снижения слуха приводят к критическим нарушениям психоречевого развития, вплоть до полного отсутствия речи с нарушениями интеллекта. Они плохо влияют на психоэмоциональное развитие ребенка, если проблема вовремя не диагностирована и не устранена. Нарушения, выявленные и устраненные до 6-месячного возраста, дают отличные шансы на то, что особенность практически не повлияет на развитие ребенка. Но именно в младенчестве проблему заметить сложнее всего.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.

Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.

Положительный результат скрининга

Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).

Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:

  • Недоношенные и переношенные дети.
  • Низкая масса тела при рождении.
  • Внутричерепные родовые травмы.
  • Асфиксия, гипоксические поражения ЦНС.
  • Выраженный токсикоз у матери во время беременности.
  • Введение новорожденному или младенцу ототоксических (негативно влияющих на состояние слухового аппарата) лекарств.
  • Наследственный фактор (тугоухость у кровных родственников).

Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.

В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.

Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник: YouTube

В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.

Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».

К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Что будет делать врач

Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.

Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.

Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии

Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.

Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога

Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.

На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.

Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки

Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.

Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.

Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура

Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.

Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.

Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.

Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента

Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.

Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

Читать еще:  Капли для ушей анауран инструкция по применению для детей

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • Аудиолог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше

Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в О слухе

Где брать силы

Красивая и правильная речь ребенка – это результат регулярных занятий и упорного труда. Причем потрудиться нужно не только детям, но и их родителям.

Привезти на занятия, поиграть вместе с ребенком, покормить или поддержать – на все требуются силы.

А может все-таки самому? Еще раз о настройке слуховых аппаратов

Настройка слухового аппарата – дело тонкое. Чтобы добиться желаемого звучания, нужно учесть много деталей. На какие моменты нужно обратить внимание и можно ли заняться настройкой самостоятельно? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье. Читать далее →

Почему у слышащих родителей может родиться глухой ребенок

Этим вопросом задается каждая семья, в которой появляется ребенок со сниженным слухом. Как же так? Почему у нас, ведь мы все хорошо слышим?
Чтобы разобраться с ответами на эти вопросы, нужно вникнуть в теорию.
Читать далее →

Как самому в домашних условиях проверить свой слух

Мы живем в очень громкое время: шум машин, метро, музыка из колонок и наушников, с которыми многие почти не расстаются. Неудивительно, что слух может ухудшиться. Самое неприятное — то, что в большинстве случаев тугоухость наступает постепенно и не сразу обращает на себя внимание. Многие приходят в себя только, когда уже нельзя ничего исправить. Мы расскажем вам о нескольких простых способах проверки слуха, которые помогут вам если не определить проблему, то вовремя запланировать поход к специалисту.

Такой ряд вопросов часто задают лоры или сурдологи, если вы жалуетесь на слух.

— Слышите ли вы тиканье секундной стрелки на часах?

— Вы всегда и отчетливо слышите собеседника?

— Часто ли у вас возникают проблемы с восприятием речи по телефону?

— Жалуются ли ваши знакомые и родственники на постоянное переспрашивание?

— Часто ли вам говорят о том, что вы громко слушаете телевизор, аудиоплеер или радио?

— Можете разобрать шепот с расстояния 2 метров?

— Каждый раз слышите сигнал будильника по утрам?

— Можете ли определить шум подъезжающего сзади автомобиля?

Врачи-сурдологи утверждают, что если вы ответили отрицательно на 3-4 вопроса, это повод обратиться к специалисту и проверить слух более тщательно.

Эксперименты и тесты

Эти способы для тех, кто хочет буквально ощутить проблему, если она есть. Но для таких методов проверки вам потребуется помощник.

Подобные тесты проводят и аудиометристы. Только необходимо, чтобы в помещении не было других посторонних шумов.

Способ первый — в 2-3 этапа
Пусть ваш помощник отойдет от вас на 2-3 метра и произнесет фразу из 7-9 слов шепотом. Потом отойдет на расстояние 6 метров и негромко, своим обычным голосом произнесет набор отдельных словосочетаний;

Если позволяет возможность, то ваш помощник может еще произнести фразу на повышенных тонах с 20-метрового расстояния.

На всякий случай повторите тесты еще раз.

Способ второй
Врач-сурдолог в программе «О самом главном» предложил такой метод проверки слуха.

Заткнуть одно ухо указательным пальцем, при этом средним пальцем скрести по указательному, чтобы создать «шум». Кто-нибудь из ваших родных или друзей должен отойти на расстояние шага от вас и шептать числа. Лучше всего проделать подобную процедуру с каждым ухом отдельно. Нормальный слух позволит разобрать шепот.

Интерпретация результатов
Если проблем со слухом нет, то шепот вы должны слышать с расстояния от 1 до 3 метров, обычную речь — с 5-6 метров, а громкую — с 20 метров. Если вы понимаете, что недотягиваете до таких «нормативов», то это уже повод насторожиться и записаться на прием к врачу.

Специальные мобильные приложения

Существует несколько приложений для Android и iOS, разработанных профессиональными медицинскими учреждениями. С их помощью вы можете проверить свой слух и узнать, находится ли он в пределах нормы.

Для работы с программами необходимо использовать наушники.

Это приложение определяет чувствительность слуха на каждом ухе, а также то, насколько хорошо вы адаптируетесь к окружающему шуму. Вам нужно нажимать кнопку каждый раз, когда вы слышите звук в наушниках. Помните, что вы проходите тест для себя и поэтому не стоит нажимать кнопку раньше, чтобы только улучшить результат.

Этот тест, так же, как и предыдущий, определяет чувствительность каждого уха по отдельности и вашу адаптацию к шуму. Это достигается за счет воспроизведения шумов разной частоты и определения верхней и нижней границы вашего слуха.

Если у вас нет устройств на iOS и Andro >

Что делать после проверки

Если по трем пунктам результаты неудовлетворительные — не медлите с походом к специалисту. В кратчайшие сроки нужно выявить причину тугоухости. Возможно, причиной ухудшения слуха стала инфекция.

В любом случае подтвердит или опровергнет ваши опасения только специалист. При своевременном обращении к врачу можно остановить процесс и даже вернуть слух.

Как проверить слух у ребенка?

Хороший слух — залог гармоничного речевого и психоэмоционального развития ребенка. Но слуховая функция человека — одна из самых сложных, а потому в любом возрасте может возникнуть ее снижение. Именно поэтому проверка слуха у детей — обязательная часть любого медосмотра. Проверить, насколько хорошо ребенок слышит, можно и самостоятельно.

Когда нужна проверка?

Медицинские проверки слуховой функции проводятся начиная со 2-3 суток после рождения малыша и время от времени повторяются на протяжении всей жизни человека. Ребенок проходит проверку в 3 месяца, в полгода, в год, при оформлении в садик и школу, на школьных медосмотрах и в рамках диспансеризации, при поступлении в ВУЗ и в военкомате.

Все дело в том, что незначительные потери слуха от рождения очень сложно поддаются диагностике в раннем возрасте, а родившийся здоровым малыш вполне может утратить хороший слух после тяжело перенесенных ОРВИ, гриппа, после акустической травмы или удара по голове. Слух более нестабилен, чем зрение, и проверять его нужно чаще.

Задуматься о внеплановой проверке родителям стоит в том случае, если появляются сомнения в том, что кроха хорошо слышит и воспринимает на слух окружающий мир.

Признаков нарушения слуха существует много. В каждом возрасте они свои. Проверить слух в медицинском учреждении стоит, если:

  • ребенок в возрасте 1-2 месяцев не обращает внимания на громкие внезапные звуки (зазвонил будильник, раздался дверной звонок, громко хлопнула дверь, упал тяжелый предмет). Ребенок при этом не вздрагивает, не ищет глазами источник звука, не пугается, не вскидывает ручки, ножки;
  • в возрасте 3 месяцев и старше малыш не реагирует на голос мамы, не узнает его, не пытается искать маму глазами, если она говорит в отдалении от его кроватки;
  • в 4 месяца не реагирует на голоса других людей, на звуки игрушек;
  • до 6 месяцев отсутствуют признаки гуления;
  • в год ребенок только мычит, не произносит звуков и слогов;
  • в два года нет минимального словарного запаса, ребенок не выполняет просьб взрослого;
  • если ребенок мало общается, не заинтересован в этом, часто проявляет агрессию;
  • чадо часто переспрашивает;
  • при диалоге ребенок напряженно внимательно следит за артикуляцией, губами и выражением лица собеседника;
  • просматривая фильм или мультфильм, старается сделать его громче;
  • сложно воспринимает телефонные слова, все время переносит трубку от одного уха к другому.

Помимо общего снижения слуха, признаки которого мы описали, существует потеря восприятия определенных диапазонов. Так, некоторые дети нормально воспринимают разговорную речь, но не воспринимают пения птиц на улице, не слышат, как шуршат листья под ногами. А некоторые не слышат, как капает вода из крана, но на нормальной громкости могут смотреть телевизор.

Степени и формы потери слуха бывают разными, и проявляются они по-разному.

Если вам кажется, что малыш чего-то не слышит или не дослышивает, не разбирает, страдает отчетливость восприятия звуков, обязательно нужно показать его ЛОР-врачу и детскому сурдологу в сурдологическом центре.

Аппаратные методы

Существует достаточно много медицинских способов проверить, как слышит ваше чадо. Для маленьких нередко применяется игровая аудиометрия. Этот метод оптимален для детей в возрасте двух-четырех лет. Малышу выдают наушники и оглашают правила игры: нужно бросить мячик в ведерко или корзинку тогда, когда поступит звуковой сигнал. В наушники подаются звуки разных частот. По реакции малыша сурдолог определяет, какие частоты доступны для его восприятия, а какие — нет.

Еще один вариант игровой аудиометрической проверки заключается в том, чтобы ребенок нажимал на клавишу, сидя перед монитором компьютера. В наушниках ребенку подают звуки природы, животных, речи людей, его задача нажать на кнопку тогда, когда он слышит звуки и может их идентифицировать.

Читать еще:  Капли в ухо отизол инструкция по применению

Универсальный метод проверки слуха, широко распространенный в сурдологических центрах, в поликлиниках — метод тональной аудиометрии. Тестирование проводится в специальном звукоизолированном кабинете. Ребенку предлагают надеть наушники и воспроизводят звуки разных диапазонов и частот. Если он слышит звук, то нажимает кнопку или поднимает руку, если нет, доктор воспроизводит следующий звук, и так до того порога, когда ребенок будет слышать. Таким образом определяется порог слышимости конкретного ребенка в разных диапазонах.

Метод отоакустической эмиссии применяется для самых маленьких — именно таким методом проводят скрининги слуха в роддоме на 2-3 сутки после рождения ребенка, в поликлинике в месячном, трехмесячном, шестимесячном возрасте. Лучше, если ребенок спит на момент обследования или находится в состоянии покоя, например, сосет грудь.

В ушко крохе вводится гибкий зонд, подключенный к переносному прибору. Прибор посылает в ушко звуки разных частот и через некоторое время регистрирует вернувшийся обратно ответ колебаний волосковых клеток внутреннего уха. Если ответ есть, ребенок слышит, если ответа нет, восприятия звука отсутствует.

Тимпанометрия — еще один информативный метод оценки слуховой функции. Он предназначен для оценки работы среднего уха и барабанной перепонки. В ухо вводится зонд, который будет регистрировать колебания перепонки при проводимости звуков.

Если эти методы выявляют отклонения от норм, для установления причин тугоухости используют метод камертонов. Оценка восприятия высоких и низких звуков позволяет судить о том, какой отдел слуховых анализаторов пострадал.

Тестируем самостоятельно

Проверка остроты слуха в домашних условиях по точности, естественно, не может сравниться с проверкой на аппарате, но этого от нее и не требуется. Домашняя проверка нужна родителям для того, чтобы подтвердить опасения и отправиться потом к врачу, либо для того, чтобы успокоиться и перестать переживать.

Домашнее самостоятельное тестирование слуха ребенка зависит от его возраста.

До года

В грудном возрасте можно самостоятельно только оценить общую картину — есть слух или нет. Отклонения слуховой функции, если у ребенка нет полной глухоты, оценить довольно сложно. Обычно проверяют поведенческие реакции малыша — в ответ на звук с двух месяцев ребенок оживляется, скидывает ручки-ножки, с трех месяцев начинает искать глазами источник звука.

Можно применить так называемый крупяной тест. Три одинаковых баночки заполняют крупами наполовину: одну — манкой, другую — гречкой, третью — горохом.

Один взрослый отвлекает ребенка игрушкой без звука, а второй трясет банкой в полуметре от детского ушка. Сначала применяют манку, потом гречку, потому горох.

Так оценивают, способен ли ребенок слышать высокие, средние и низкие звуки. Между баночками нужно делать паузу в пару минут. В идеале ребенок обозначит свою заинтересованность звуком, отвлекшись от созерцания игрушки, начав искать взглядом источник звука.

От 1 до 3 лет

В этом возрасте можно активно применять игрушки с самым разным звучанием — от тихих погремушек до громких дудочек и барабанов. Главное — подавать звук со спины ребенка и оценивать его реакцию. Увеличивается дистанция, с которой подается звук. Теперь это уже не 0,5-1 метр, а около 2 метров.

Старше 3 лет

Детям постарше, уже умеющим говорить, слух проверяют шепотной и разговорной речью. Если ребенок еще плохо говорит, то лучше воспользоваться методами, описанными выше. С 4-5 лет метод оценки слуха речью применяется уже для всех.

Важно понимать, что разговорную речь ребенок со здоровым слухом воспринимает с расстояния до 20 метров и дальше, а шепотную — с 6 метров. Обеспечьте тишину в помещении, выключите все, что отвлекает (вентилятор, телевизор).

Попросите ребенка встать у стены и отойдите от него на шесть метров. Малыш повернут правым боком к родителю, левое ухо следует закрыть ватным тампоном. Если ребенок большой, он может закрыть второе ухо пальцами.

Без голосовых усилий, на выдохе шепотом взрослый произносит числа от 1 до 100 либо пары слов, которые обычно сурдологи и отоларингологи используют для оценки слуховой функции. Задача чада — повторить сказанное слово или число.

Если ребенок не слышит подряд три слова, сказанных с шести метров, нужно приблизиться на метр и повторить их. Если опять нет слышимости, приближаются еще на метр и все повторяется снова.

Когда ребенок услышит и повторит слова, нужно зафиксировать, с какого расстояния он смог это сделать правым и левым ухом. Это поможет понять, насколько велика потеря слуха:

  • 6 метров и более на каждое ухо — слух нормальный;
  • 5-2 метра — незначительная потеря слуха;
  • 1 метр — средняя степень утраты слуха;
  • 0,5 метра — не воспринимает вообще — сильная степень снижения слуховой функции.

Для шепотной проверки используют слова, фонетически сбалансированные по высоким и низким звукам. Вот несколько пар, которые вы можете применять для своего ребенка:

  • мама — мальчик;
  • дом — лампа;
  • стол — час (часы);
  • дедушка — сапоги;
  • парта — муха;
  • врач — чай.

Не пытайтесь произносить слова, значения которых ребенок не знает в силу возраста.

После проверки шепотом можно провести проверку разговорной речью с 20 метров со спины.

Полезные программы и приложения для самодиагностики

В Интернете существует немало аудиопрограмм и приложений для самостоятельной проверки слуха. Но они не подходят для малышей, поскольку требуют индивидуальной калибровки.

С 8-10 летнего возраста ребенок вполне может ими воспользоваться.

Достаточно скачать и установить приложение на свое устройство и купить хорошие наушники. Есть проверки онлайн. Они основаны на том, что человек воспринимает ухом слышимый диапазон от 15 до 20 тысяч Гц. Программа будет воспроизводить звуки, а человек – нажимать кнопку, если он их слышит.

В результате получатся данные, схожие с данными аудиометрии, но, увы, менее точные, хотя для домашней проверки более точные, чем шепотная или разговорная речь.

Некоторые из программ можно найти на сайтах, которые распространяют музыкальный контент в качестве тестовых файлов настройки многоканальных аудиосистем. Некоторые созданы специально для домашней аудиометрии, например, Home Audiometer или слуховой тест Mimi.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Как проверить слух у ребенка?

Хороший слух — залог гармоничного речевого и психоэмоционального развития ребенка. Но слуховая функция человека — одна из самых сложных, а потому в любом возрасте может возникнуть ее снижение. Именно поэтому проверка слуха у детей — обязательная часть любого медосмотра. Проверить, насколько хорошо ребенок слышит, можно и самостоятельно.

Когда нужна проверка?

Медицинские проверки слуховой функции проводятся начиная со 2-3 суток после рождения малыша и время от времени повторяются на протяжении всей жизни человека. Ребенок проходит проверку в 3 месяца, в полгода, в год, при оформлении в садик и школу, на школьных медосмотрах и в рамках диспансеризации, при поступлении в ВУЗ и в военкомате.

Все дело в том, что незначительные потери слуха от рождения очень сложно поддаются диагностике в раннем возрасте, а родившийся здоровым малыш вполне может утратить хороший слух после тяжело перенесенных ОРВИ, гриппа, после акустической травмы или удара по голове. Слух более нестабилен, чем зрение, и проверять его нужно чаще.

Задуматься о внеплановой проверке родителям стоит в том случае, если появляются сомнения в том, что кроха хорошо слышит и воспринимает на слух окружающий мир.

Признаков нарушения слуха существует много. В каждом возрасте они свои. Проверить слух в медицинском учреждении стоит, если:

  • ребенок в возрасте 1-2 месяцев не обращает внимания на громкие внезапные звуки (зазвонил будильник, раздался дверной звонок, громко хлопнула дверь, упал тяжелый предмет). Ребенок при этом не вздрагивает, не ищет глазами источник звука, не пугается, не вскидывает ручки, ножки;
  • в возрасте 3 месяцев и старше малыш не реагирует на голос мамы, не узнает его, не пытается искать маму глазами, если она говорит в отдалении от его кроватки;
  • в 4 месяца не реагирует на голоса других людей, на звуки игрушек;
  • до 6 месяцев отсутствуют признаки гуления;
  • в год ребенок только мычит, не произносит звуков и слогов;
  • в два года нет минимального словарного запаса, ребенок не выполняет просьб взрослого;
  • если ребенок мало общается, не заинтересован в этом, часто проявляет агрессию;
  • чадо часто переспрашивает;
  • при диалоге ребенок напряженно внимательно следит за артикуляцией, губами и выражением лица собеседника;
  • просматривая фильм или мультфильм, старается сделать его громче;
  • сложно воспринимает телефонные слова, все время переносит трубку от одного уха к другому.

Помимо общего снижения слуха, признаки которого мы описали, существует потеря восприятия определенных диапазонов. Так, некоторые дети нормально воспринимают разговорную речь, но не воспринимают пения птиц на улице, не слышат, как шуршат листья под ногами. А некоторые не слышат, как капает вода из крана, но на нормальной громкости могут смотреть телевизор.

Степени и формы потери слуха бывают разными, и проявляются они по-разному.

Если вам кажется, что малыш чего-то не слышит или не дослышивает, не разбирает, страдает отчетливость восприятия звуков, обязательно нужно показать его ЛОР-врачу и детскому сурдологу в сурдологическом центре.

Аппаратные методы

Существует достаточно много медицинских способов проверить, как слышит ваше чадо. Для маленьких нередко применяется игровая аудиометрия. Этот метод оптимален для детей в возрасте двух-четырех лет. Малышу выдают наушники и оглашают правила игры: нужно бросить мячик в ведерко или корзинку тогда, когда поступит звуковой сигнал. В наушники подаются звуки разных частот. По реакции малыша сурдолог определяет, какие частоты доступны для его восприятия, а какие — нет.

Еще один вариант игровой аудиометрической проверки заключается в том, чтобы ребенок нажимал на клавишу, сидя перед монитором компьютера. В наушниках ребенку подают звуки природы, животных, речи людей, его задача нажать на кнопку тогда, когда он слышит звуки и может их идентифицировать.

Универсальный метод проверки слуха, широко распространенный в сурдологических центрах, в поликлиниках — метод тональной аудиометрии. Тестирование проводится в специальном звукоизолированном кабинете. Ребенку предлагают надеть наушники и воспроизводят звуки разных диапазонов и частот. Если он слышит звук, то нажимает кнопку или поднимает руку, если нет, доктор воспроизводит следующий звук, и так до того порога, когда ребенок будет слышать. Таким образом определяется порог слышимости конкретного ребенка в разных диапазонах.

Метод отоакустической эмиссии применяется для самых маленьких — именно таким методом проводят скрининги слуха в роддоме на 2-3 сутки после рождения ребенка, в поликлинике в месячном, трехмесячном, шестимесячном возрасте. Лучше, если ребенок спит на момент обследования или находится в состоянии покоя, например, сосет грудь.

В ушко крохе вводится гибкий зонд, подключенный к переносному прибору. Прибор посылает в ушко звуки разных частот и через некоторое время регистрирует вернувшийся обратно ответ колебаний волосковых клеток внутреннего уха. Если ответ есть, ребенок слышит, если ответа нет, восприятия звука отсутствует.

Тимпанометрия — еще один информативный метод оценки слуховой функции. Он предназначен для оценки работы среднего уха и барабанной перепонки. В ухо вводится зонд, который будет регистрировать колебания перепонки при проводимости звуков.

Если эти методы выявляют отклонения от норм, для установления причин тугоухости используют метод камертонов. Оценка восприятия высоких и низких звуков позволяет судить о том, какой отдел слуховых анализаторов пострадал.

Тестируем самостоятельно

Проверка остроты слуха в домашних условиях по точности, естественно, не может сравниться с проверкой на аппарате, но этого от нее и не требуется. Домашняя проверка нужна родителям для того, чтобы подтвердить опасения и отправиться потом к врачу, либо для того, чтобы успокоиться и перестать переживать.

Читать еще:  Болят уши от золотых сережек почему и что делать

Домашнее самостоятельное тестирование слуха ребенка зависит от его возраста.

До года

В грудном возрасте можно самостоятельно только оценить общую картину — есть слух или нет. Отклонения слуховой функции, если у ребенка нет полной глухоты, оценить довольно сложно. Обычно проверяют поведенческие реакции малыша — в ответ на звук с двух месяцев ребенок оживляется, скидывает ручки-ножки, с трех месяцев начинает искать глазами источник звука.

Можно применить так называемый крупяной тест. Три одинаковых баночки заполняют крупами наполовину: одну — манкой, другую — гречкой, третью — горохом.

Один взрослый отвлекает ребенка игрушкой без звука, а второй трясет банкой в полуметре от детского ушка. Сначала применяют манку, потом гречку, потому горох.

Так оценивают, способен ли ребенок слышать высокие, средние и низкие звуки. Между баночками нужно делать паузу в пару минут. В идеале ребенок обозначит свою заинтересованность звуком, отвлекшись от созерцания игрушки, начав искать взглядом источник звука.

От 1 до 3 лет

В этом возрасте можно активно применять игрушки с самым разным звучанием — от тихих погремушек до громких дудочек и барабанов. Главное — подавать звук со спины ребенка и оценивать его реакцию. Увеличивается дистанция, с которой подается звук. Теперь это уже не 0,5-1 метр, а около 2 метров.

Старше 3 лет

Детям постарше, уже умеющим говорить, слух проверяют шепотной и разговорной речью. Если ребенок еще плохо говорит, то лучше воспользоваться методами, описанными выше. С 4-5 лет метод оценки слуха речью применяется уже для всех.

Важно понимать, что разговорную речь ребенок со здоровым слухом воспринимает с расстояния до 20 метров и дальше, а шепотную — с 6 метров. Обеспечьте тишину в помещении, выключите все, что отвлекает (вентилятор, телевизор).

Попросите ребенка встать у стены и отойдите от него на шесть метров. Малыш повернут правым боком к родителю, левое ухо следует закрыть ватным тампоном. Если ребенок большой, он может закрыть второе ухо пальцами.

Без голосовых усилий, на выдохе шепотом взрослый произносит числа от 1 до 100 либо пары слов, которые обычно сурдологи и отоларингологи используют для оценки слуховой функции. Задача чада — повторить сказанное слово или число.

Если ребенок не слышит подряд три слова, сказанных с шести метров, нужно приблизиться на метр и повторить их. Если опять нет слышимости, приближаются еще на метр и все повторяется снова.

Когда ребенок услышит и повторит слова, нужно зафиксировать, с какого расстояния он смог это сделать правым и левым ухом. Это поможет понять, насколько велика потеря слуха:

  • 6 метров и более на каждое ухо — слух нормальный;
  • 5-2 метра — незначительная потеря слуха;
  • 1 метр — средняя степень утраты слуха;
  • 0,5 метра — не воспринимает вообще — сильная степень снижения слуховой функции.

Для шепотной проверки используют слова, фонетически сбалансированные по высоким и низким звукам. Вот несколько пар, которые вы можете применять для своего ребенка:

  • мама — мальчик;
  • дом — лампа;
  • стол — час (часы);
  • дедушка — сапоги;
  • парта — муха;
  • врач — чай.

Не пытайтесь произносить слова, значения которых ребенок не знает в силу возраста.

После проверки шепотом можно провести проверку разговорной речью с 20 метров со спины.

Полезные программы и приложения для самодиагностики

В Интернете существует немало аудиопрограмм и приложений для самостоятельной проверки слуха. Но они не подходят для малышей, поскольку требуют индивидуальной калибровки.

С 8-10 летнего возраста ребенок вполне может ими воспользоваться.

Достаточно скачать и установить приложение на свое устройство и купить хорошие наушники. Есть проверки онлайн. Они основаны на том, что человек воспринимает ухом слышимый диапазон от 15 до 20 тысяч Гц. Программа будет воспроизводить звуки, а человек – нажимать кнопку, если он их слышит.

В результате получатся данные, схожие с данными аудиометрии, но, увы, менее точные, хотя для домашней проверки более точные, чем шепотная или разговорная речь.

Некоторые из программ можно найти на сайтах, которые распространяют музыкальный контент в качестве тестовых файлов настройки многоканальных аудиосистем. Некоторые созданы специально для домашней аудиометрии, например, Home Audiometer или слуховой тест Mimi.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Проверка слуха при подозрении на аутизм, задержке психо-речевого развития

Достаточно большая часть моей работы связана с проверкой слуха у детей с различными задержками психо-речевого развития. И в последние годы таких детей становится все больше. Каждый рабочий день, я обследую минимум 2-3 таких пациентов. Все они очень похожи друг на друга – не говорят или почти не говорят, погружены в себя и делают только то, что им интересно, не демонстрируют реакции на не интересующие звуки (особенно на приеме у педиатра, невролога, психиатра). Их легко узнать даже до момента входа в кабинет – часто возбуждены, кричат, произносят монотонные звуки, родителям не удается их контролировать.

Кто направляет?

Направляют таких детей, как правило, неврологи и психиатры, когда родители к ним обращаются с жалобой на отсутствие речи и задержку развития. Похлопав в ладоши, постучав по столу и не увидев реакции на приеме, врач принимает решение о направлении к сурдологу для исключения нарушений слуха. При этом часто не поинтересовавшись, а как же его пациент ведет себя дома, есть ли подозрения у родителей на снижение слуха, прошел ли он аудиологический скрининг в родильном доме.

А есть ли повод для сомнений?

Родители детей с подозрением на аутизм в подавляющем большинстве случаев догадываются, что их ребенок прекрасно слышит. Ведь они наблюдают за ним 24 часа в сутки и отдают себе отчет в том, что интересующий его звук чадо услышит далеко из другой комнаты (например, звуки любимого мультика, рекламу, движение ключа в замочной скважине – папа пришел с работы и т.д). Но врач же отправляет на обследование слуха! А если ребенок какие-то частоты не слышит и поэтому не говорит?

Часто у родителей и даже врачей бытует мнение, что для полного отсутствия речи достаточно даже небольшой степени тугоухости. Это не так. При I, II степени тугоухости вполне формируется речь – с небольшой задержкой, дефектами, обедненным словарным запасом, но все же. Даже при некоторых вариантах III степени может быть не все так фатально.

Нередко, мать и отец, наблюдая за своим ребенком, прочитав соответствующую литературу, находят явные признаки аутизма. Но до последнего гонят эти мысли и пытаются найти любое другое заболевание, зачастую полагая, что тугоухость – вполне приемлемый вариант, даже не догадываясь, что это почти всегда неизлечимо и придется использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

Ребенок с непростым поведением, требующий постоянного дополнительного контроля, все никак не говорящий заветных слов «мама» и «папа» погружает всю семью в глубокий стресс, что может негативно сказываться на психологическом статусе ее членов.

Проверять слух, при подозрении на тугоухость у детей с задержкой психо-речевого развития, признаках аутизма или аутистических расстройствах, конечно, необходимо. Но просто ли это?

Как обследуется слух у таких детей?

В подавляющем большинстве случаев все очень непросто. У сурдолога есть два основных метода, чтобы дать заключение о состоянии слуха.

Первый – пороговая тональная аудиометрия. Это процедура, при которой на обследуемого надеваются наушники и он при помощи нажатия кнопки, поднятия руки или игрового действия показывает, что услышал подаваемый звук. Даже для детей с нормальным развитием до 3-5 летнего возраста это иногда сложно. А что говорить о детях с задержками? Очень часто они не доступны контакту, не выполняют никакие инструкции. Условно-рефлекторная аудиометрия в открытом поле не позволяет получить достоверную картину или вообще не выполнима у таких пациентов. Зачастую в кабинет насильно заносят отчаянно сопротивляющегося ребенка, который начал кричать еще в коридоре, даже не видя врача. Никакие игрушки, сладости чаще не приносят ожидаемого успокоения. Поэтому приходится переходить к следующим вариантам исследований.

Второй метод – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Производится в состоянии естественного сна, заключается в регистрации активности нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук. Возможно проведение под наркозом. При этом никаких снотворных, успокаивающих не применяется в нашей стране. Очень кропотливая, трудоемкая процедура, занимающая много времени. Попробуйте уложить ребенка спать в больнице, да не обычного, а находящегося в постоянном возбуждении! И чтобы он не проснулся от установки электродов и «наушников».

Исследование, которое позволяет предположить

Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд. Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации. Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.

Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.

Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач. Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат. И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.

А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?

В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально. Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима.

Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха. Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась. Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени. Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.

И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений. Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей. Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector